Триумф на Поклонной

Триумф на Поклонной

Мы едем в Парк Победы на Поклонной горе. Наш постоянный гид, академик архитектуры А. П. Кудрявцев хорошо помнит, как выглядело это знаменитое место в середине 60-х годов прошлого века: с холма в несколько десятков метров открывалась красивая панорама города.

И в давние времена каждый, кто прибывал в Москву или уезжал из нее, должен был на этом месте кланяться городу. Здесь же, гласит предание, с поклоном встречали важных лиц, прибывших в Москву. Именно на Поклонной горе в 1812 году Наполеон тщетно дожидался "ключей от старого Кремля". Вот как описал это Лев Толстой в романе "Война и мир":

"... в десять часов утра 2 сентября Наполеон стоял между своими войсками на Поклонной горе и смотрел на открывавшееся перед ним зрелище. Блеск утра был волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своею рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звездами, своими куполами, в лучах солнца. При виде странного города с невиданными формами необыкновенной архитектуры Наполеон испытывал то несколько завистливое и беспокойное любопытство, которое испытывают люди при виде форм не знающей о них, чуждой жизни".

- Это, конечно же, знаковое место в нашей истории, и в сорок первом по Поклонной горе двигались на фронт колонны солдат, - говорит Александр Петрович Кудрявцев. - Первое предложение соорудить здесь монумент прозвучало еще в 1942-м. Его выдвинул Яков Чернихов, широко известный в мире своими трудами в области архитектурных фантазий. Правда, осуществить этот замысел в условиях военного времени было невозможно.

Но воздвигнуть памятник на Поклонной горе не удавалось и в мирное время. Состоялось около 20 конкурсов на лучший памятник, но они не дали результатов.

- Москва долго ждала символа Победы, - вспоминает академик. - Причем не монумента, а просто соборного места, где можно и ликовать в праздники, и горевать вместе об ушедших навсегда в битве за Отчизну. Мемориалы в честь Победы уже возникли во всех столицах союзных республик, и все ждали апофеоза в Москве - к юбилею Победы в 1985 году. Архитекторы Лев Голубовский, Яков Белопольский и скульптор Николай Томский предложили отказаться от излишней монументальности, пышной помпезности и создали образ солдата-победителя, возвращающегося домой. Усталого, но счастливого. Не военачальника, не вождя - человека, завершившего ратный труд. В его руках - знамя, то самое, боевое, пробитое пулями. Казалось, он шел по булыжной мостовой - дороге войны, а теперь возвращался домой. Фигура солдата, таким образом, была призвана служить важным художественным акцентом - очень человечным и чистым.

Почему этот оригинальный замысел не был осуществлен? Вероятно, потому, считает А. П. Кудрявцев, что не нашел поддержки властей - слишком явно противоречил парадному стилю уже воздвигнутых мемориалов. Не стали его сторонниками и представители творческой интеллигенции. Так, поэт Андрей Вознесенский, рассматривая эскизный проект, сравнил гранитную глыбу, изображенную в виде знамени, с "черным топором", который нависнет над городом.

На некоторое время сооружение мемориала на Поклонной горе было приостановлено и возобновилось в середине 1980-х годов, когда в работу включился главный архитектор проекта Анатолий Полянский.

- Развернув структурную композицию ансамбля к Триумфальной арке, - говорит Александр Петрович, - он предложил создать музей Отечественной войны, а главное - отказаться от гигантского знамени из красного гранита. Доминантой ансамбля становился обелиск - сужающийся к самому верху столп - архитектурная форма триумфа, пришедшая из Древнего Египта. В результате компромиссного решения на Поклонной горе вырос цельнометаллический "штык" с велеречивыми элементами классической скульптуры у пьедестала.

Его создавали архитекторы Леонид Вавакин и Владимир Будаев вместе с Зурабом Церетели, который после смерти Анатолия Полянского стал художественным руководителем проекта и которому поручили завершить сооружение мемориала.

- К сожалению, - отмечает академик Кудрявцев, - на заключительном этапе строительства широко раскрылись шлюзы традиционной мемориальной риторики, и они получили свое выражение в скульптурных элементах, в интерьерах музея, а также в благоустройстве парка. Вместе с тем ряд задумок, возникших в годы перестройки, замечательным образом воплотились на Поклонной горе: это и удивительный, необычно светоносный храм Святого Георгия, и поминальная мечеть, синагога и костел - печаль всех конфессий.

- Ансамбль был завершен к 50-летию Великой Победы - 9 мая 1995 года, он, как и Красная площадь, принял парад всех родов войск, - вспоминает Александр Петрович Кудрявцев, - и рядом с президентом России стояли главы всех стран-победителей.

Вместе с А. П. Кудрявцевым мы идем по центральной аллее парка, спроектированной в виде террасы - по числу лет войны. Над ними возведены 1418 фонтанов - ровно столько дней продолжалась Великая Отечественная война. К этим же незабываемым цифрам привязан и обелиск высотой в 141,8 метра - по одному дециметру за каждый день войны. А на его стометровой высоте авторы поместили бронзовую фигуру Ники - богини, символизирующей Победу. По словам Кудрявцева, ее установка оказалась непростым делом. Из-за большого веса богини, а также сильных ветров и вибрации существовала реальная опасность для тысячетонного обелиска, несмотря на то, что его каркас изготовлен из сверхпрочной стали. В целях безопасности монумент оснастили системой гашения колебаний, возникающих от воздействия ветра. Самый большой элемент такой системы находится за спиной Ники и весит 10 тонн. Внутри холма, на котором стоит монумент, находятся станция мониторинга, откуда постоянно наблюдают за состоянием сооружения.

- Как видите, - улыбается академик, - искусство требует немалых материальных затрат.


14.04.2016 01:04:16 
автор: Юрий СИНЯКОВ 

← Все новости

 
«Московская правда»
радио-онлайн
Новое видео
Всеволод Арцинович. Ведущий Дмитрий Васильев

Наши проекты
Нажмите и получайте наши новости вместе с Яндексом
Loading...
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru