"Маэстро" древней игры

"Маэстро" древней игры

Таких клубов, как "Маэстро", надо еще поискать в нашем городе. Их, признаемся откровенно, не так уж и много в мегаполисе: раз-два и, что называется, обчелся.

"Маэстро" - один из лучших. И это при всем при том, что формально он считается клубом по месту жительства. Но это совсем не мешает его немногочисленным сотрудникам вести активную обширную работу.

Вот, скажем, за десять лет силами специалистов было проведено более тысячи массовых турниров, двести из которых - в рамках городских спортивных программ. Все соревнования открытые, в них имеет право выступить любой желающий - из Москвы, Подмосковья, других регионов и городов России и даже из зарубежья. Конкуренция приличная, что помогает местным любителям шахмат повышать спортивный уровень, постоянно поддерживать игровой тонус, всегда быть в курсе событий, происходящих в их мире.

В результате на детских, взрослых, ветеранских и других личных и командных первенствах  Южного округа шахматисты района Орехово-Борисово Северное, где, собственно, и базируется клуб, как правило, выступают успешно и занимают призовые места. В отличие от других шахматных клубов Москвы с участников турниров в этом клубе взносы не взимаются.

Соревнования проводятся при строгом порядке и по международным правилам. Клуб "Маэстро" именно этим известен в шахматном сообществе Москвы и привлекает истинных почитателей древней и умной игры. Еще шахматный клуб "Маэстро", можно сказать, вписал себя в историю московских шахмат как первый победитель регулярного первенства  среди клубов и коллективов Московской шахматной лиги (МШЛ), впервые проведенного в сезоне 2010 - 2011 годов. Опередив при этом сильнейшие команды телецентра "Останкино", страховой компании "РОСНО", в составах которых  были мастера и гроссмейстеры.

В Южном округе работают восемь школьных учебных центров  клуба "Маэстро". Наиболее известные: "Маэстро-548" и  "Маэстро-Радужный". В них мастерство игры на черно-белых полях постигают дети в возрасте от четырех лет,  а также юноши до восемнадцати лет.

О занятиях с детьми вкратце рассказал руководитель шахматных клубов "Маэстро" Вячеслав Александрович Каляев. Он - отличник физической культуры и спорта России, тренер ФИДЕ - обучает детей шахматам более тридцати лет.

- В своем деле я руководствуюсь одним принципом: "Учить мыслить на примере шахматной игры", не забивая сразу память детей дебютными вариантами и схемами или техникой окончаний шахматных партий. Следуем совету Иммануила Канта: "Учить надо - мыслить, а не мыслям". Стараемся выявить в учениках индивидуальные особенности их интеллекта, выработать и развить в них собственное видение и понимание шахмат, и в итоге - уникальный стиль игры. Так в ученике можно воспитать шахматиста,  который станет гроссмейстером экстра-класса.  Хотя и тот, кто просто постиг шахматную игру как любитель, уже становится  культурным человеком.

- Меня часто спрашивают, для чего ребенку, и так "замученному" учебой, еще и шахматы? - продолжает Вячеслав Александрович. - Я отвечаю так: шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития и социального становления. Шахматы способны воспитать в детях такие необходимые для жизни качества, каких традиционное обучение развить не может или развитие которых потребует слишком больших усилий. Шахматы расширяют кругозор, тренируют память, учат думать, сравнивать и обобщать. Они развивают логическое мышление и изобретательность. К тому же эта игра воспитывает характер - вырабатывает усидчивость, волю, целеустремленность, внимательность, выдержку, умение концентрироваться. Они учат принимать решения, оценивать последствия побед и неудач и бороться до конца. Шахматы учат хладнокровно оценивать происходящее,  понимать и видеть суть  и сосредотачиваться на главном.

- Как можно научить мыслить пятилетнего ребенка? - развивает свою мысль Каляев. -  Отвечаю -  постепенно. В нашем распоряжении "Азбука шахмат в стихах" Григория Кайгородова - в стихах даются все основные правила шахмат. Посредством стихов дети лучше воспринимают, понимают и запоминают самую первичную информацию о шахматах.  Знаете, есть китайская поговорка: "В каждый кувшин можно налить ровно столько жидкости, сколько он вмещает".  Мы о ней не забываем, когда общаемся с детьми, заботясь о развитии их будущего интеллекта, воспитывая привычку и умение мыслить. Ведь уже никто не спорит, что шахматы - уникальный инструмент, который в чисто игровой форме способствует становлению интеллекта отдельного человека, равно как и общества в целом. Вот, может, и не надо сразу "забивать" ученика накопленным опытом познания шахмат, догмами типа "сколько стоит ферзь - 9 или 10 пешек?" или "конь на краю доски..."?  А только через интересные логические упражнения, через дозируемую игровую практику, ненавязчиво помогая познать внутреннюю логику и диалектику шахмат, поддерживать постоянный интерес малыша к игре. Чтобы ученик почувствовал "потустороннюю" красоту и силу шахматной комбинации. Привыкал к тому, что достойна пристального изучения каждая позиция, возникшая на шахматной доске. И, наконец, может, самое главное - чтобы ребенок почувствовал, знакомясь с шахматами, движение ума и чувств и постепенно приучался мыслить за доской мотивами и фантазиями, чтобы от них перейти к планомерному и точному расчету. Пусть в его основе будут опробованные схемы и варианты, но, главное, полет мысли. Правда, мы прекрасно понимаем, что не все сразу - будьте же к нам милосердны!

Важный момент. В клуб записывают любого желающего. Но с первых дней обращают самое пристальное внимание на дисциплину. Посещение занятий обязательное. Было бы негуманно тратить время тренеров, детей и их родителей впустую. У "Маэстро" занимаются все, кто не мешает на уроках другим и в первую очередь себе самому, кто любит игру, кто стремится добиться в ней совершенства.


31.05.2016 10:56:46 
автор: Анна АРСКАЯ 

← Все новости

 
«Московская правда»
радио-онлайн
Новое видео
Мария с гостями

Нажмите и получайте наши новости вместе с Яндексом
Loading...
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru