Продолжается спор о лучшем друге

Где и когда человек обрел своего лучшего друга, приручив и приблизив к себе потомков дикого волка? Результаты исследований дают основания говорить как в пользу азиатского происхождения собаки, так и о ее европейских корнях, споры на эту тему продолжаются не одно десятилетие. Статья, появившаяся недавно в журнале Science, казалось бы, ставит точку в давнишней дискуссии: рассматривается гипотеза о двух этапах приручения собаки, протекавших независимо друг от друга в Азии и в Европе или на Ближнем Востоке.

У этой гипотезы есть все основания на повышенный интерес к ней, учитывая, что ранее уже были найдены доказательства самостоятельного приручения некоторых других животных. В начале этого года, например, были обнародованы материалы, свидетельствующие о том, что кошка была одомашнена минимум дважды - примерно 5000 лет назад на территории Китая и около 9500 лет назад на Ближнем Востоке. Почему бы не допустить такое же развитие событий в случае с собакой? Но, хотя факты говорят в пользу такого вывода, многие исследователи считают его преждевременным. К лагерю скептиков относятся, в частности, генетик Питер Саволайнен (Peter Savolainen) из Королевского технологического института в Стокгольме и эволюционный биолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Роберт Уэйн (Robert Wayne). Первый занимается исследованием азиатских следов собаки, второй сосредоточен на изучении ее европейских корней. Оба считают: для однозначного решения собранного материала недостаточно.

Новую волну дискуссий вызвали результаты исследований научной группы, которую возглавляет генетик Лоран Франц (Laurent Frantz) из Оксфордского университета в Великобритании. Ученым удалось извлечь генетический материал из кости собаки, жившей примерно 5000 лет назад на территории современной Ирландии, и сравнить его с ДНК 605 современных собак, обитающих в разных частях планеты. Сопоставление показало на серьезное генетическое расхождение европейских и азиатских пород, что заставляет говорить о двух разных и самостоятельных очагах одомашнивания собаки. По мнению этой группы исследователей, различие между геномами европейских и азиатских собак возникло от 6000 до 14000 лет назад.

Есть еще одно любопытное обстоятельство: генетическое разнообразие современных европейских собак незначительно, что может указывать на их происхождение от сравнительно небольшой популяции животных, оказавшейся надолго в изоляции от своих сородичей. Принадлежала ли эта популяция к потомкам животных, мигрировавших из Азии примерно 14000 лет назад - срок, на который указывают самые древние следы собаки на этом континенте? Если так, чаша весов должна бы склоняться в пользу азиатского происхождения лучшего друга человека.

Но на территории Германии найдены кости собаки, которым не менее 16000 лет. Вот только провести генетический анализ этой находки пока невозможно: ученым еще не удалось извлечь ДНК из окаменелости. Теоретически возможно, что одомашнивание собаки происходило на европейском континенте самостоятельно, тем более что в Германии, Франции, Швейцарии, Румынии не раз находили окаменелые останки собаки. Но с тем же основанием можно говорить о том, что во всех этих случаях речь идет о потомках собак, одомашненных в Азии и перемещавшихся вместе с человеком с востока на запад. Нужны дополнительные исследования, говорят ученые. Иными словами, тема не закрыта, на вопрос, где и когда наши предки обрели лучшего друга, пока нет ответа.

03.07.2016 01:06:01