Полет крылатых лошадей

Спасательные раскопки на трассе, прокладываемой в Краснодарском крае, открыли археологам непотревоженные захоронения, которые способны рассказать о жизни народов, населявших территорию Северо-Западного Кавказа более тысячи лет назад. Это уникальные артефакты, в том числе парадная конская сбруя с богато украшенными серебряными накладками, оружие, домашняя утварь и множество других предметов, воссоздающих культуру и быт древних жителей региона.

Курган в Крымском районе Краснодарского края был обнаружен еще в 2014 году, осенью 2015-го к раскопкам на этом месте приступили ученые Института археологии Российской академии наук, работы проводились под руководством кандидата исторических наук Ирины Рукавишниковой. По ее словам, речь идет о так называемом биритуальном могильнике, который относится к IX - X векам.

Как считают ученые, эти захоронения принадлежат к "безымянной" культуре, не оставившей о себе упоминаний в летописях. Ее называют еще "культурой кремационных погребений", ее следы встречаются по всему Северо-Западному Кавказу, найденный могильник оказался самым северным из них. Есть предположение, что эти памятники связаны с предками адыгов, зихскими и касожскими племенами, обитавшими, по данным письменных источников, в этой части Северного Кавказа. Ученые относят их к автохтонному, или коренному, населению, испытавшему влияние как хазарской, так и аланской культуры.

Раскопки продемонстрировали любопытнейшие ее образцы. Это, например, длинные серебряные ножны и сбруйный набор с серебряными литыми накладками, на них изображена геральдическая композиция - пара лошадей с крыльями, а на центральной нагрудной бляхе красуется орел, несущий в когтях козла, рядом люди, совершающие некий ритуал. Этот набор уникален серебряными накладками с изображением геральдических лошадей, ничего подобного мы еще не находили, говорит Ирина Рукавишникова. По ее словам, у алан встречаются изображения геральдических крылатых лошадей на ткани, но это совсем другая культура. В том же захоронении найдены очажная цепь и котел. Археологи полагают, что эти предметы, возможно, свидетельствуют об обряде, известном по этнографическим материалам: вместе с последним представителем рода хоронили основные атрибуты домашнего очага. Сама парадная сбруя, как считают ученые, была не просто украшением лошади, а знаком отличия предводителя, на которого ориентировались другие воины. Ученые собираются исследовать серебряный набор с помощью изотопного анализа, чтобы проверить гипотезу: есть предположение, что этот набор сделан на другой территории, анализ серебра может это подтвердить или опровергнуть, тем самым удастся установить торговые связи этого племени. Кроме того, как рассчитывают ученые, сами изображения могут дать ключ к пониманию религиозных представлений этих людей.

Сейчас все находки на стадии первичной реставрации, но уже ясно, что обнаружен еще один яркий памятник культуры, которая пока недостаточно изучена.

30.06.2016 01:44:53