Что делает жирафа жирафом?

Ученые из Университета Пенсильвании в штате Филадельфия (США) расшифровали геном жирафа и его ближайшего родственника, окапи, что позволило приблизиться к разгадке одной из самых интригующих тайн эволюции. Каким образом природа наделила жирафа столь длинной шеей, как циркулирует кровь в организме этого животного при столь необычном строении? Результаты исследования приводятся в статье, опубликованной в майском выпуске журнала Nature Communications.

В мире животных, населяющих сегодня нашу планету, жираф выделяется самым высоким ростом - от 4,5 до 5,7 метра. Даже только появившийся на свет детеныш жирафа может похвастать ростом в два метра. Замечательными габаритами животное обязано прежде всего длиннющей шее, это единственное в своем роде произведение природы покоряет не только экзотическим видом, но и загадкой: как организму жирафа удается обеспечить кровоснабжение головного мозга, если голова основательно удалена от корпуса тела, как прокачивается кровь на такую высоту? А главное, что определило такое необычное строение, каким образом жирафу удалось нарушить все мыслимые пропорции и стать обладателем экстраординарно вытянутой шеи? Эти вопросы не одно столетие озадачивают ученых, и только сегодня удалось нащупать пути к ответу.

Такую возможность обеспечили современные методы генетических исследований, позволившие расшифровать полный геном жирафа. Для сравнительного анализа "разложили по буквам" также ДНК окапи, обитающего в лесах Центральной Африки. Дело в том, что это родственные виды, пути окапи и жирафа разошлись от их общего предка примерно 10 - 12 миллионов лет назад. По меркам эволюции совсем небольшой срок, что делает сравнение геномов этих двух животных чрезвычайно ценным, тем более что окапи не обладает признаками, выделяющими его знаменитого сородича. У лесного жирафа нет ни неестественно вытянутой шеи, ни уникальной сердечно-сосудистой системы жирафа обыкновенного. А она и в самом деле уникальная: сердце длинношеего красавца отличается сильно увеличенным левым желудочком, что и позволяет ему непрерывно качать кровь на огромную высоту и поддерживать функции головного мозга. Благодаря такой интенсивной работе кровяное давление у жирафа почти в 2,5 раза выше, чем у человека. Ничего подобного у окапи нет, а значит, жираф приобрел свои выдающиеся качества уже после того, как свернул на отдельную эволюционную тропинку.

Ученые сравнили два генома родственных животных, после чего сопоставили их с геномами других млекопитающих, в частности коровы, овцы, козы, верблюда, мыши, а также человека. Последнее не менее интересно хотя бы потому, что количество шейных позвонков у нас с жирафом одинаково: их семь. Но что-то заставляет позвонки жирафа вытягиваться, делая его шею такой необычной. Сопоставление геномов позволило выделить в общей сложности 70 генов, отличающих исключительно жирафа, уникальных для этого животного.

Большая часть выявленных генов отвечает за работу сердечно-сосудистой системы, развитие скелета, костей тела и нервной системы и за метаболизм. Он у жирафов тоже особенный, ведь это травоядное животное питается, например, листьями акации, ядовитыми для других млекопитающих. Так вот, удалось обнаружить гены, позволяющие жирафам переваривать пищу, токсичную для всех остальных. Исследователи вышли также на мутации гена, ответственного, по-видимому, за рост соединительной ткани в зародыше, а также генов, определяющих структуру позвоночника и ног.

Есть основания предполагать, что как раз взаимодействие этих генов делают жирафа жирафом, влияя на необычное удлинение шейных позвонков. Но это пока гипотеза. Дальнейшие исследования по изучению уникальных мутаций генов жирафа будут продолжены на лабораторных мышах.

28.06.2016 06:15:24