Вера Бабичева: Ирония - мое средство защиты

Вера Бабичева: Ирония - мое средство защиты

Актриса театра "На Малой Бронной" Вера Бабичева - человек уникальный. Если сказать одним словом, одержимый. И одержима она Театром, в угоду которому брошены ее таланты и мечты, печали и радости. Все, чем она живет, о чем думает, к чему стремится, отдано сцене, а с некоторых пор и студентам, которых она вместе с мужем, худруком театра  Сергеем Голомазовым, пестует в ГИТИСе. А началось все с театральной студии в Ленинграде...

- С детства я училась в музыкальной школе, но не любила ее и в 5-м классе, топнув ногой, сказала: "Больше туда не пойду". Пианино сдали (оно было напрокат), и мама для того, чтобы я не попала в дурную компанию, повела меня сначала в драмкружок в школе, где работала секретарем директора, потом в студию. Она все делала для того, чтобы я была под ее наблюдением. Но с 13 лет я стала совершать  самостоятельные шаги: поступила в студию старших школьников при институте Герцена, поехав туда на другой конец города.

- Кто ваши родители?

- Простые люди. Мама маленькой в войну переехала из Ростова с тетей в Ленинград. Тогда было не до учебы, и она стала стенографисткой и машинисткой, а мечтала о театре. Всю свою жизнь подчинила мне: работала в школе, где я училась, потом в конторе рядом с домом. Папа приехал в Ленинград из глухого украинского села. Он был рукастый, все время самообразовывался. Работал в строительном объединении, где стал начальником отдела снабжения. Но именно мама приучала меня к искусству, к книгам, всюду меня водила: в ТЮЗ, в оперу, на концерты. Ее жизнь могла  сложиться иначе, если бы не война и она не была еврейкой: они ведь бежали всей семьей из Ростова, чтобы их там не сожгли. Семья большая - 8 человек. Но когда я родилась, никого не осталось в живых. И родителей моих уже давно нет на свете.

- Как складывалась ваша театральная судьба?

- Я с 13 лет целиком ушла в сценическое действо: играла в народном театре, занималась в студии старших школьников, ходила в публичную библиотеку, изучала театральные течения, увлеклась Ануем. В студии были интересные педагоги - Евгений Шиферс, Анатолий Шагинян, Игорь Мушкатин. Они нас образовывали. Мы с ними часами бродили по Эрмитажу, Русскому музею, ночами фехтовали под окнами Смоктуновского. Это была изумительная творческая жизнь! Правда, я еле кончила школу, почти туда не ходила: пропадала на спектаклях, всюду пробиралась, все смотрела. Я жила только этим! В ЛГИТМиК сразу не поступила, но решила: буду поступать второй раз, третий, десятый. На следующий год попала к гениальному педагогу Борису Зону, который поверил в меня. К несчастью, он ушел из жизни к концу моего 1-го курса, и я не закончила у него, как Алиса Фрейндлих и Зинаида Шарко. Но он заложил все, что во мне есть. Я помню каждый день, каждую минуту общения с ним.

- Ваш курс уехал в Волгоград, где не было, как вы где-то сказали, того, что вам обещали. Чего?

- Было все: белое здание театра, зарплата, квартира. Не было только того, чему нас учили: чистоты профессии, творчества и уважительного отношения. Ленинградские дети "попали в запендю". Потом многие спились, кто-то умер. Летом, после первого сезона, в Волгограде гастролировал Ереванский русский драматический театр, где худруком был Александр Григорян - выпускник ЛГИТМиКа. Мы пошли к нему, и он взял двоих - меня и моего сокурсника. Я там проработала около 10 лет, играла ведущие роли. Ванда Ласковска, режиссер из Варшавы, выбрала меня на главную роль в спектакле "Панна Маличевска" Галины Запольской, и я получила за нее премии на фестивале польской драматургии и первую молодежную в СССР, сыграв потом этот спектакль в Варшаве с польскими актерами. Мы гастролировали на Украине, в Тбилиси. А вот гастроли в Москве в корне изменили мою жизнь: меня пригласили несколько театров, но единственным, кто дал прописку и возможность вступить в кооператив, был Театр Маяковского. Уезжая из Еревана, я рыдала, но желание двигаться дальше было сильней.

- Каким вам запомнился в Театре имени Маяковского Андрей Гончаров?

- Внимательным, ироничным, очаровательным и очень требовательным, а ты не всегда с ходу мог сделать то, что ему надо. Он был интересен во всем.

- Вы сыграли главную роль в спектакле "Привидения" Ибсена у режиссера Михаила Фейгина именно в Маяковке?

- Это была антрепризная история, хотя там играли все наши актеры: Сергей Голомазов, Ольга Прокофьева, Сергей Рубеко. Кроме Володи Анисько из Театра Станиславского. Спектакль сделали, и он вошел в афишу театра.

- Кого там играл Голомазов?

- Освальда. Он был взят в театр как молодой герой и играл грандиозно. Сейчас он только ставит, но недавно сыграл в телевизионном фильме "История болезни", который сам снял по мотивам книги Ирины Ясиной "Центр тяжести".

- А где состоялась ваша первая встреча с Сергеем?

- На читке "Привидений" Ибсена.

- Что вас объединило?

- Любовь. А еще мы были интересны друг другу. Выяснилось, что и вкусы у нас похожи - на кино, театр. Даже наши учителя, не зная друг друга, учились у одних педагогов. Но все это было потом. Сначала мы просто влюбились.

- Есть роли, о которых вы мечтали, но они остались несыгранными?

- Раневская в "Вишневом саде" - всю жизнь мечтала. В чеховской "Чайке" играла только Аркадину в "Сфере", очень недолго. А вот на курсе в ГИТИСе мы поставили всего Чехова. И на ежегодном мастер-классе с английскими студентами я месяц делаю Чехова и на показах сыграла все роли. Но это моя кровоточащая рана, ее уже не залечить. Если только не случится чудо.

- Что вас больше всего радует в жизни?

- Театр. А еще когда мы в отпуске и я по утрам купаюсь в реке, езжу на трехколесном велосипеде. Радуют студенты. Много чего.

- А что огорчает?

- Когда мне врут и грубо разговаривают. Я от этого физически умираю.

- Есть то, что вы изменить не можете и с чем не в состоянии смириться?

- Есть, но я это держу в себе, иногда срываюсь, плачу. Чаще иронизирую. Ирония и самоирония - мое основное средство защиты.

- И как боретесь за свободу души во время очередной беды?

- Я не борюсь, а просто живу в том пространстве, которое себе создала.


29.06.2016 03:21:46 
автор: Наталья САВВАТЕЕВА 

← Все новости

 
«Московская правда»
радио-онлайн
Новое видео
Фантасмагория в кино

Нажмите и получайте наши новости вместе с Яндексом
Loading...
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru