Стас НАМИН & его "Цветы". На круги своя

Стас НАМИН & его "Цветы". На круги своя

Осенью этого года начался юбилейный тур "Цветов", посвящённый 45-летию группы, по сорока пяти городам России. В следующем году планируются его вторая часть и мировое турне. В Москве в рамках этого тура у группы два концерта: первый прошел 14 ноября в концертном зале Arena, второй - весной следующего года в "Крокус Сити Холле". Это будет последний большой, открытый для публики концерт "Цветов". В нём примут участие отечественные и зарубежные рок-звезды и другие гости. Предлагаем читателям "МП" полную версию ТВ-беседы культового музыканта Стаса НАМИНА с ведущим программы "Правда-24" (канал "Москва 24") Евгением Додолевым, которая состоялась накануне выхода (ровно год назад) двух итоговых DVD знаменитой команды. 

Стаса Намина спустя много лет воочию увидел осенью на книжной ярмарке-выставке. Я на стенде "ОЛМА МЕДИА" представлял книги из серии "24 кадра правды PRO..." и "Времени машины" (о команде Андрея Макаревича). Выяснилось, что следующим пунктом программы была книга пионера отечественного FM-радио Юрия Костина "Радио"; о ней, помимо автора, рассказывали посетителям ярмарки герои повествования - Александр Иванов ("Рондо"), Александр Кутиков ("Машина Времени") и Намин ("Цветы"). В перерыве гендир издательства Дмитрий Иванов пригласил нас отметить это дело: под чай + сласти я и договорился со всеми об интервью. Намина записал непосредственно перед Кутиковым.


Саксофон VS нож


- "Машина Времени" осенью отметила 45-летний юбилей. "Цветы" тоже созданы в 1969 году... 

- 45-летняя история "Цветов" фактически состоит из 2-х периодов. Первый период - это 20 лет с 1969 по 1990-е годы, при всех его запретах и перипетиях, а затем перестроечной свободы и мировое турне. И второй, когда в 1999-м "Цветы" собрались после 10-летнего перерыва и работали в театре, но не выходили на публику. Правда, сыграли юбилейный концерт "Цветы-30" и выпустили его на DVD. И вот, в 2009 году, когда группе исполнилось 40 лет, мы на новом витке вдруг опять начали активную жизнь. После 20-летнего молчания мы решили предъявить публике всё то, что мы сделали за 40 лет. На той самой, лондонской студии Abbey Road, мы записали все наши хиты 70-х и ремастеринг сделал Стив Рукс, который делал ремастеринг "Битлз". В 2010 году мы сыграли юбилейный концерт с участием наших друзей и выпустили его на DVD. Потом, в 2010 году, на Abbey Road записали ещё один альбом - "Распахни своё окно". В него вошли наши запрещённые песни 80-х, которые тогда не удалось выпустить, и несколько новых. Потом сыграли исторический концерт с группой "Машина Времени". За 40 лет это был наш первый совместный концерт. Они пели наши песни, а мы их. Было весело. Это тоже есть в Youtube и на DVD. 

  И вот настал момент, когда мы, как бы освободившись от балласта, установленного советским телевидением имиджу "Цветов", написали совершенно новый репертуар и сыграли концерт в "Крокусе", где мы такие, какие мы на самом деле есть. 

- Это было 12 ноября 2012 года? 

- Да. А в 2013 году мы выпустили этот концерт в 2-х альбомах: "Человек разумный" и "Власть Цветов". Это совсем другая музыка, чем то, что мы играли раньше. Хотя, конечно, заметно, что почерк тот же. От песен 70-х мы сегодня отличаемся, как первые альбомы "Битлз" от последних. Думаю, что нам удалось в этих альбомах поставить такую планку в современной рок-музыке, что это как бы мастер-класс для музыкантов, работающих в этом жанре. Правда, это, конечно же, не коммерческая музыка, с точки зрения сегодняшнего формата модных радиостанций. Нам абсолютно комфортно, что нас нет на "русских" и других наших модных радио, а при этом наше 40-летие транслировал Первый канал, а последний недавно был на канале "Культура". 

Знаешь, меня всё время раздражает, когда играет какая-нибудь отечественная рок-музыка, и по первым нотам чувствуется "совок". Даже непонятно почему. Вроде все играть умеют и все учатся на одних и тех же примерах. Но вылезти из "совка" на международный уровень ни у кого не получается. 

- Ну, "совка" в песнях "Цветов" и раньше особенно не было, мне кажется. 

- Да, но всё-таки ценза пропускала на пластинки только самую невинную и мягкую нашу музыку. Нам не разрешали расщеплять голос. И дело было даже не в словах. Их пугал сам звук. Если помнишь, ";от саксофона до ножа" один шаг. Так вот, в саксофоне, барабанах, гитарах и в вокальном драйве был "нож", которого они боялись. 

- Знаю, что в первом периоде постоянного состава в "Цветах" не было. В группе за 20 лет играло более 50-ти человек. А с 99-го состав постоянный, не поменялось ни одного человека. Как в группу тогда попал вокалист Олег Предтеченский? 

- Позвонил мне Платон Лебедев и говорит: есть парень, который великолепно поёт. Я говорю: Платоша, ты гений в нефтяном бизнесе, у тебя математический склад ума, а то, чем я занимаюсь, совсем другая профессия. Он мне: я тебе говорю точно, я его слышал в ресторане. Я: в ресторане все кажутся супер-музыкантами, а поставь их на сцену... Но он тогда на свой страх и риск уговорил Олега и привёз его в Москву. 

- А, так это ещё и не московский ресторан был? 

- Нет, конечно, нет... Олег из великого города Самара. Когда я его услышал, говорю: "Да, прости, Платоша, оказывается, ты не только в нефти разбираешься". В составе "Цветов" четыре полноценных вокалиста. А Олег уникален ещё и тем, что может петь хорд-рок с расщеплением, как Дэвид Ковердейл, при этом наш легендарный хит "Звёздочку мою ясную" и при этом ещё и оперу Паваротти.


Диктатура VS демократия


- А ты диктатор в коллективе? То есть шаг вправо, шаг влево... 

- У нас монархическая демократия. Или демократическая монархия, как больше нравится. Но ты знаешь, это как-то всех устраивает. Это социально-политический строй, при котором у меня и в "Цветах", и в театре, и в других коллективах люди работают по многу лет и чувствуют себя комфортно.

 - Я всегда вспоминаю "Битлз", которые больше десяти лет не продержались, но зато мне всегда говорят в ответку про "Стоунз", которые... 

- Ну не всё так просто, как кажется с первого взгляда. В "Роллинг Стоунз" заменили бас-гитариста Билла Уаймэна на сессионного "чёрного" музыканта, а "Битлз" в самом начале поменяли барабанщика Пита Беста на Ринго Старра. 

- Говорят, что в 70-х ударников лучше, чем ваш барабанщик Юрий Фокин, в стране не было. 

- Может быть, это и так. В том стиле, который мы исповедовали. 

- До вас он играл у Градского в "Скоморохах"? 

- Да, а потом и в "Машине Времени". Он и там, и там до нас поиграл. Если в "Роллинг Стоунз" сейчас басист сессионный и не появляется в рекламе, то у нас последние 15 лет сессионный барабанщик. Последние годы играет один из лучших барабанщиков страны - Андрей Шатуновский. В концерте 40-летия играл лучший барабанщик Великобритании Йен Томас. Кстати, с Юрой Фокиным, который специально на концерт приехал из Сан-Франциско. А в концерте "Человек разумный" и "Власть Цветов" вместе с Шатуновским играл один из лучших барабанщиков США Кенни Аронов.


"CrossroadZ" VS "Цветы"


- Но я так понимаю, что с "Цветами" всегда играли очень добротные музыканты. Что насчёт Сергея Воронова?  

- Серёжа уникальный блюзовый музыкант. Он играл в "Цветах" в конце 80-х, и мы с ним объездили весь мир. За это время он научился играть и петь так, что сегодня, с моей точки зрения, является лучшим блюзовым музыкантом страны. А его команда "CrossroadZ", которую он сделал после остановки "Цветов"в 90-м, настоящая, международного класса блюзовая команда.  

- А как он попал в "Цветы"? 

- Я увидел его у Саши Липницкого на даче. А вообще Серёжа работал диктором на радио, вещал на Германию. Сережа знает немецкий язык в совершенстве, как русский. Кстати, и английский также. Естественно, прочили ему советскую карьеру за границей. А я со своим рок-н-роллом и "Цветами" поломал ему всю жизнь. 

- Да, я всё понял про Воронова. Мне просто интересно, как эти люди отбирались, чтоб участвовать гостями в вашем концерте? 

- Никто никуда не "отбирался". 

- Ну как тогда, пришёл, скажем, Андрей Макаревич, Юрий Шевчук, Гарик Сукачев... 

- Да все мы друзья уже много тысяч лет... 

- Огласите, пожалуйста, тогда весь список, кто участвовал (помимо группы "Цветы") в записи альбома "Flower Power". 

- Серёжа Мазаев, Андрюша Макаревич, Саша Солич, Кильдей, Лёша Романов, Андрей Сапунов, Лёша Козлов... Он, кстати, тоже играл в "Цветах", где-то в 71-м, Саша Липницкий с "Отзвуками Му", "Zdob Si Zdub", Леша Козлов, кажется, никого не пропустил. 

- Козлов у вас, кстати, в начале 70-х играл на саксе, да? 

- Тогда "Цветы" только искали свой путь, и я экспериментировал. Где-то в 70-м мы впервые услышали американские группы "Blood, Sweat and Tears" и "Chicago". Они первые, кто сделали рок с "дудками" (медной группой) и мне тоже захотелось попробовать в этом стиле. Я пригласил своих друзей - Сашу Чиненкова из музыкального Суворовского училища - великолепного трубача, Володю Окольздалова - классного саксофониста, с которым мы тогда играли в кафе "Московском" и других модных клубах и тромбониста  Нилова. На клавишах тогда и в "Цветах" играл великолепный пианист Игорь Саульский. До "Цветов" он тоже играл в "Скоморохах". Так вот Игорь предложил мне взять в группу второго саксофониста. Сказал, что это известный джазовый музыкант Козлов. Я тогда, как и все рок-н-рольщики, джаз не воспринимал и сначала был против, но Игорь уговорил меня попробовать. И когда Лёша пришёл к нам на репетицию в Дом энергетиков, мы поняли, что с ним можно кашу варить. Помимо Игоря Саульского, он был единственный грамотный среди нас и мог расписывать аранжировки. Один из хитов, который мы тогда играли - "Lucretia Mac Evil" "Blood, Sweat and Tears". После этого эксперимента с дудками я решил возвратиться к классическому рок-составу и взял Юру Фокина на барабаны вместо Володи Созедателева. А Лёша Козлов на основе "Цветочных" дудок сделал первый состав своего "Арсенала".


КСП VS рок


- Не могу не спросить про тексты, потому что некоторые твои песни написаны на стихи "Верочки" Полозковой и Димы Быкова? 

- Да, это великолепные современные поэты. Я, конечно, и сам пишу тексты, но, восхищаясь настоящим поэтическим талантом, написал много песен с Битовым, Вознесенским, Евтушенко, Самойловым и другими настоящими поэтами. Сегодня Полозкова и Быков для меня одни из самых интересных и серьёзных авторов. 

- А как музыканты воспринимают тексты? Может ли Олег, к примеру, сказать о песне: это не моё, я не хотел бы её петь? 

- Да, так и было, кстати, у нас с "Утренней балладой". Решили, что её лучше будет петь Валера Диордица. А "Силы природы" Быкова спел Олег. Я говорил, что у нас в группе поют четыре человека. Олег Предтеченский - гитара и сольный вокал. Валерий Диордица - клавиши и вокал. Александр Грецынин - бас-гитара и вокал. И Алан Асламазов - это саксофон, клавиши, вокал. 

- А кто является фронтменом группы? Есть же такое понятие - фронтмен? 

- "Цветы" по форме больше всего похожи на "Битлз". Как и у них, у нас одного фронтмена нет. Два основных солиста - Валера и Олег, как у "Битлз" Леннон и Маккартни, такой же солист, может быть, и Саша Грецынин, как у "Битлз" Джордж Харрисон, и некоторые жанровые песни поёт Алан, как и у "Битлз" пел Ринго. Мы это не специально сделали. Так получилось. 

- Но у них не было Намина. 

- Почему же, Наминым там был Эпштейн. Правда, он не играл на гитаре, не писал музыку и тексты, но продюсер был серьёзный. 

- Я вот что хочу понять. На сайте вашем про некоторые вещи написано, что они были запрещены в СССР, в том числе и те вещи, которые я помню, были изданы на самом деле. 

- Какие, например? 

- Вот такая мажорная вещичка. 

- Знаешь, просто болтать нет времени. Тот, кто хочет разобраться в том, что делают и сделали "Цветы", должен внимательно почитать сайт и Википедию, посмотреть Youtube и послушать то, что сделано за последние пять лет. Там есть и старое, и новое. Мало никому не покажется. У нас в стране в рок-музыке процветает авторская песня. "Цветы" являются, может быть, единственным представителем рок-группы в международном понимании этого слова. То, что мы сделали в 70-х и 80-х, сегодня уже никто не оспаривает и называется "классикой", но тогда не признавали и запрещали. И сегодня то, что мы делаем, является неформатом для СМИ, и музыкальные критики как будто бы не слышали и не знают то, что мы сейчас делаем. Но я не сомневаюсь, что наш сегодняшний репертуар постигнет та же участь. Просто время другое, и никому дела нет до музыки по большому счёту.

21.11.2014 11:46:27 
автор: Евгений Ю. ДОДОЛЕВ 

← Все новости

 
«Московская правда»
радио-онлайн
Новое видео
Литература и кино. Что смотреть?

Нажмите и получайте наши новости вместе с Яндексом
Loading...
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru