На Сухаревской площади расцветет "Вишневый сад"

На Сухаревской площади расцветет "Вишневый сад"
Подошла к завершению эпопея строительства здания "Московского театрального центра "Вишневый сад" под руководством Александра Вилькина" Департамента культуры города Москвы. Двадцать лет упорного труда и ожидания - и у народного артиста России Александра Вилькина и  его актеров, преданных идеям и ценностям этого, пожалуй, одного из самых нравственных театров столицы, наконец, появился свой дом…

- Александр Михайлович, скоро у Вас официальное открытие. Это событие совпало с юбилеем театра, которому в августе исполняется двадцать лет. Счастливая случайность?

- Можно так сказать. В течение двадцати лет  существования театрального центра мы работали для того, чтобы выстроить этот наш Дом. Я назвал его театральным центром потому, что здесь не только будут идти театральные представления, но будут осуществляться и образовательные программы, и проводиться  общественные акции.

- Подразумевает ли центр наличие театральной студии?

Может быть, в будущем. У меня есть новые в плане образования программы. Потому что все меняется, и мне кажется, что система театрального образования нуждается в некоторой коррекции. Во-первых, я считаю, что нет нужды в таком количестве актеров и режиссеров, потому что это все-таки профессии «избранные». Это только кажется, что профессия актера очень легкая и праздничная. На самом деле это - очень тяжелый труд. А если всерьез трудиться, то необходимо обладать недюжинным запасом сил и воли. А также, естественно, определенным дарованием. Считаю, что от количества нам пора давно переходить к качеству образования. А так как русская театральная школа имеет очень глубокие корни, не стоит разбрасывать по пустякам наше национальное достояние, которое необходимо беречь и очень аккуратно к нему относиться. С моей точки зрения все, что сейчас происходит - я отнюдь не собираюсь давать этому оценку ни с политической, ни с художественной точки зрения - ставит нас перед необходимостью бросить все силы на две составляющие - образование и воспитание. А театр - это, говоря словами старых мастеров, - та самая кафедра, на которой это возможно сделать. Наш театр за все годы своего существования удерживает репертуарную планку:  русская классика и зарубежная классика с достаточно острыми вещами, включая театр абсурда. Но, конечно, базу составляют все-таки русские авторы: Островский, Чехов, Достоевский, Пушкин, Гоголь. Из зарубежной классики в афише театра Мольер, Ионеско, Кокто, Уильямс, Олби, Подходит к завершению подготовка к выпуску спектакль по Шекспиру.

Александр Михайлович, с появлением у театра собственного здания, какие перспективы открываются перед "Вишневым садом"?

Теперь уже имея свою площадку - это большая и  малая сцена, а также экспериментальный камерный зал - можно говорить и о реализации проекта гастрольной деятельности. Сейчас идут переговоры с классическим японским театром "Но". Его представители отсматривали московские театральные площадки и для своих гастролей выбрали именно наш театр. Также веду переговоры о сотрудничестве со студенческим театром «Мост» с Ириной Большаковой и Евгением Славутиным. Нам, конечно, очень повезло с местоположением - редкая удача - театр в двух минутах ходьбы от метро "Сухаревская". Многих, конечно, это удобство очень интересует. 

Какими постановками вы порадуете поклонников в честь юбилея театра?

Мы открываемся, конечно, нашим фирменным спектаклем "Вишневый сад" в новой редакции.

- А чем она отличается от привычной зрителям версии?

Времена меняются, и какие-то вещи, которые раньше казались важными, сейчас отходят на второй план. Я сам стал более жестким и философичным. И уже никого особо не сужу, а пытаюсь приблизиться к миропониманию автора именно в этой пьесе.  В спектакле задействованы  и другие исполнители - труппа омолаживается.

А какая вторая премьера?

Это У.Шекспир - "Двенадцатая ночь, или как вам будет угодно" в моей  постановке, а также спектакль для детей "Пеппи длинныйчулок" Астрид Лингрен в постановке моей ученицы, ныне главного режиссера Ногинского драматического театра Веры Анненковой. Малая сцена откроется спектаклем "Танго бабочки" по пьесе Альдо Николаи в замечательном переводе Валерия Николаева и с выдающейся игрой народной артистки РФ Ольги Широковой. Это тот самый спектакль, когда зрители восхищаются игрой актеров и не очень понимают,  причем же здесь, собственно, режиссер? Это большой комплимент для меня.

Теперь, когда в распоряжении театра находится два зала - большой и малый - есть ли у вас уже представление, какие спектакли будут в них проходить?

 Там же, на Малой сцене  будем  играть наши спектакли "Не боюсь Вирджинии Вульф" Э.Олби и "Урок" и "Стулья" Э.Ионеско. Обязательно будет идти моноспектакль  Ольги Широковой  "Как быстро кончается жизнь…" по дневникам, стихам и письмам Ольги Берггольц, - он уже несколько лет с успехом идет в нашем театре. Не могу не сказать про литературный спектакль "Письма с земли", состоящий из двух частей - по Марку Твену и Андрею Платонову - на Малой сцене вообще планируется цикл таких литературных спектаклей. Ну и, наконец, готовятся самостоятельные работы актеров, которые я буду отсматривать, и если качество этих работ будет соответствовать общему художественному уровню театра, они тоже войдут в репертуар. Вообще, у нас в репертуаре семнадцать спектаклей, С переносом их в новое сценическое пространство неизбежно возникают определенные сложности, с которыми, я надеюсь, коллектив справится.  Задач перед нами много и все они непростые, но мы уже столько прошли пригорков и ручейков, что я с уверенностью могу констатировать - творческие задачи решать намного проще и приятнее, чем производственные и административные.

- А какие на сегодняшний день проблемы административного характера стоят перед вами?

- Понимаете, построение "комсомольского капитализма" в России повлекло за собой много негативных проявлений. В культуре особенно. Что касается театров, то некоторым руководителям культуры хочется оставить как можно меньше бюджетных театров. Но, надо понимать, что культура приносит не материальный, а духовный доход. Хорошие спектакли можно сравнить с высококлассными врачами или замечательными лекарствами, которые позволяют избавиться от некоторых общественных болезней. Или, во всяком случае, найти причину этого заболевания и пути к выздоровлению. Сейчас же этот факт во внимание никем не принимается. Самое главное - это деньги, которые приносит театр. Я не хочу винить кого-то из своих коллег, которые скатываются на рыночный уровень. Просто сам не могу поступать аналогичным образом. Да и не хочу. Слава богу, я двадцать семь лет отработал с признанным мировым театральным гением Юрием Любимовым, и "золотой период Таганки" основательно вошел в мою плоть и кровь.  Я считаю, что  зарабатывать деньги - не цель театра, и занимаюсь театром не для этого. Но это не хотят понимать некоторые управляющие органы.

Но с другой стороны театр во все времена отражает реальную жизнь. Так что же сегодня происходит в стране, если анализировать ситуацию с точки зрения театральной жизни?

Все очевидно - идет консолидация общества, государства, возникают авторитарные мотивы, что естественно. Приятно это? Может, и нет. Но с исторической точки зрения - это нормальный процесс. Для театра такое положение вещей, как ни странно, во благо. Потому что он именно тогда наиболее актуален и необходим, когда становится в противовес к авторитарному режиму.

- То есть вы хотите сказать, что сейчас идет расцвет театра?

- Нет, потому что у нас и не наблюдается такого авторитаризма как раньше. На данный момент идет довольно серьезная борьба между потоком поп-культуры и носителями нравственных ценностей. Сейчас совершенно очевидно просматриваются две тенденции. Одна - традиционная, связанная с культурными ценностями, с пониманием цели театра в развитии общества - развлекать, обучая, задавать себе вопросы о жизни и смерти, героизме и предательстве, любви и ненависти, чтобы человек таким образом мог самоочищаться и самосовершенствоваться. Но, к сожалению, сейчас преобладает иная тенденция – развлекая, отвлекать от серьезных вопросов. И вот эти две тенденции, наконец, начинают противостоять друг другу. Уверен, что первая система все-таки вытеснит этот мусор. Но, думаю, произойдет это не скоро.

- На чем основана ваша уверенность, что та самая, правильная, тенденция в конечном итоге победит?

- На том, что в каждом человеке с детства заложена искра божья. Другое дело, что в процессе столкновения с реальной действительностью мы иногда сами позволяем загасить ее. Но всегда остаются люди, в которых она горит.

- Александр Михайлович, какие проблемы вам лично сегодня хочется поднимать в своих работах?

- В моем возрасте круг проблем сжимается как шагреневая кожа. И хочется говорить лишь о любви, как категории, о чувстве ответственности за то, что происходит в обществе. Ведь почему человек уходит в искусство? Потому что в определенный момент, столкнувшись с реальным миром, осознает, что тот не соответствует его миропониманию. Это очень болезненное ощущение, которое человек хочет в себе изжить. А достичь этого можно только тем способом, чтобы попытаться сделать окружающий мир лучше в соответствии с тем, каким он представлялся ему в детстве.

11.09.2015 01:14:46 
автор: Беседу вела Юлия НИКОЛЬСКАЯ 

← Все новости

 
«Московская правда»
радио-онлайн
Новое видео
Убежище или Где укрываются в чрезвычайных ситуациях

Нажмите и получайте наши новости вместе с Яндексом
Loading...
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru