Александр БАРМАК: Нет актера - нет спектакля

Александр БАРМАК: Нет актера - нет спектакля

Заслуженный деятель искусств России, профессор кафедры режиссуры и мастерства актера музыкального театра в ГИТИСе Александр Бармак выпускает в свободное плавание уже шестой курс. Что думает он о театре, своих учениках и культуре, которой занимается всю жизнь? Об этом мы спросили его накануне выпускных экзаменов.

- Когда вы принимаете неоперившихся птенцов, бывают просчеты?

- На курсе 15 человек, и все не могут быть гениями, но каждый получит хорошую школу. И если по какой-то причине он не станет заниматься профессией, то будет высококультурным человеком, а его аура передастся окружению. Нам сейчас нужно всерьез думать о культуре. Меня тревожит поверхностность суждений, забвение человеческих ценностей. Включите любую нашу радиостанцию: там звучат нерусская музыка, нерусские тексты. Шлюзы открыли для всего, в том числе и для дурного. Старшее поколение имеет хорошую прививку, а молодежь может что-то и пропустить.

- Насколько для актера и режиссера необходима образованность? Может быть, достаточно таланта?

- Искусство зависит от ассоциаций, которые рождаются не только из собственного опыта, а из книг, фильмов, живописи, музыки. Читать для актера и режиссера - не развлечение, а необходимость, посещать картинные галереи, перелистывать на ночь альбомы художников - процесс обучения. В центре русского психологического театра находится актер-творец, который раскрывает жизнь человеческого духа. При этом художественная форма может быть самая невероятная - реалистическая, условная, фантастическая. Не случайно основополагающими понятиями в нашей театральной школе стали фантастический реализм Вахтангова и отточенный до символа реализм Немировича-Данченко. К сожалению, актерскую глубину сейчас встретишь нечасто. Ту, что я увидел недавно у Камы Гинкаса в спектакле "Кто боится Вирджинии Вульф?", где на небольшом пространстве сцены есть и точная ясная режиссура, и замечательные актерские работы.

- Актерское искусство сложно, потому что слишком зависимо?

- Актеры подвергаются разному воздействию. Но нет актера, нет и спектакля. Как может быть "Гамлет" без Гамлета, "Горе от ума" без Чацкого, "Евгений Онегин" без Онегина? Актер - главное в театре, и тот, кто этого не понимает, остается в проигрыше.

- Но ведь проигрывает и публика?

- О публике особый разговор. За последнюю четверть века она, мягко говоря, потеряла во вкусе на просмотре серых телевизионных сериалов, где актеров заставляют играть на штампах, нивелируя и уничтожая их талант. Идет засилье режиссеров-нарциссов, любящих только себя. Сейчас даже термин придумали - "высказывание режиссера". Но есть исключения: в сериале "Однажды в Ростове", где моя студентка Катя Олькина играет главную роль, редкое сочетание сценария и режиссерского мастерства Константина Худякова, который умеет работать с актерами. А это на телевидении крайне редко.

- Раньше актера музыкального театра учили пять лет, сейчас - четыре года. Почему?

- Это катастрофа! Нас уравняли с актерами драматического театра, где три года идет обучение, на 4-м ставят дипломные спектакли, и надо идти в театр. Нам же 5-й год необходим для совершенствования вокала. Полноценным актером-певцом можно стать, когда эти два искусства сольются воедино. 5-й год - самый важный, решающий - у нас отняли, и есть риск получить вокальных недоучек. Поющий актер - особый: он должен играть, как в хорошем драматическом театре, и при этом петь легко и свободно. То есть жить в пении! Сейчас смотрю на своих ребят в дипломных спектаклях и вижу, как им необходим этот 5-й курс. У нас учились Владислав Пьявко, Тамара Синявская. Оба - сплав актерского таланта и потрясающего голоса! Спеть оперу и сыграть ее от начала до конца - это чисто физически феноменальная трата! Думаю, на таких талантах не стоит экономить.

- Бывают актеры невостребованные, особенно в музыкальных театрах?

- Если хороший актер обладает замечательным голосом и музыкальностью, он востребован всегда. И хотя музыкальных театров на порядок меньше, чем драматических, есть еще антрепризы, мюзиклы, какие-то "пограничные" театры. Наши выпускники работают в Большом театре, в "Новой Опере", в театре Станиславского, в Геликон-опере, в Метрополитен-опера - повсюду. Только что наша выпускница Оксана Костецкая, что училась у Ансимова, получила "Золотую маску" за роль Крестной в мюзикле "Все о Золушке" в Театре мюзикла. Борисенко Петя - звезда Московской оперетты, там же прекрасно работают Влад Кирюхин и Костя Ужва. Маша Смирнова и Ира Соболева - солистки театра Сац. Очень хорошо показывает себя наша выпускница Надя Столбова, что поставила в Красноярском оперном "Бориса Годунова". Мой студент Святослав Беседин, прекрасный бас, который пел у меня Рогожина в опере Вайнберга "Идиот", оканчивает Моцартеум в Зальцбурге. Игорь Иванов поступал ко мне, проучившись какое-то время в Гнесинке, а потом ярко раскрылся, став первым исполнителем в мюзикле "Красавица и чудовище", сейчас - один из ведущих актеров театра "Содружество актеров Таганки", прекрасно играет там Корзухина в "Беге".

- Кто-то из них наверняка идет за славой?

- Эта профессия сопряжена с публичным успехом. У кого-то он есть, у кого-то нет. Но главное все же - призвание, которое движет нашими поступками.

- Вы автор шести книг, среди которых "Художественная атмосфера спектакля", "Ольга Яковлева", "Достоевский Today", "Семь шагов к театру"... Почему вы стали писать?

- Это естественное продолжение моей работы. Вот сейчас пытаюсь написать книгу об Алексее Дмитриевиче Попове - величайшей фигуре русского театра. Это не реконструкция его жизни, а взгляд сквозь призму времени на феномен художника и на его блистательное теоретическое наследие, актуальное до сих пор, - например, открытые им зоны молчания: когда настоящий актер на сцене не говорит, а мы чувствуем, насколько насыщена его внутренняя жизнь. И это неминуемо захватывает и потрясает зрительный зал. Особенно остро ощущаешь голод по таким потрясениям в наше время, когда зачастую актеры скрыты за музыкой, светом, другими внешними украшательствами, отвлекающими от глубинной сути человеческого духа.


01.06.2016 00:04:16 
автор: Беседу вела Наталья САВВАТЕЕВА 

← Все новости

 
«Московская правда»
радио-онлайн
Новое видео
Вести ДОСААФ.

Нажмите и получайте наши новости вместе с Яндексом
Loading...
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru