Развитие частной малой авиации в Москве далеко от совершенства

Развитие частной малой авиации в Москве далеко от совершенства

Недавно решил немного разобрать личный архив: газеты, журналы, в которых когда-то публиковался, армейские письма, старые фотографии и фотопленки. И вот среди этой груды материалов нашел небольшую папку, о существовании которой совсем уже забыл. На ней шариковой авторучкой значились три крупные буквы - ЮПШ и год - 1976.

Тогда я заканчивал десятый класс и уже серьезно готовился к поступлению в военное летное училище. Один мой родственник - сам летчик гражданской авиации, настоятельно рекомендовал записаться в Юношескую планерную школу (ЮПШ), курсантам и выпускникам которой на экзаменах в высшие летные училища отдавалось предпочтение. Московская юношеская планерная школа в те годы располагалась недалеко от Савеловского вокзала.

В старой папке я нашел общую тетрадь с лекциями по аэродинамике, рисунками, формулами и графиками. А неплохо ведь учился - одни пятерки. Тогда, летом 1976-го, мы летали на одноместном планере БРО-11М. Такой запускают с "резинки" в начале фильма "Укрощение огня". Фанерный небольшой планер был настолько прост и надежен, что к полетам на нем допускали даже подростков, с 16 лет.

Посещать ЮПШ нужно было почти каждый день после основных занятий в школе. Платить за обучение тогда было не нужно. Да и сами преподаватели, в основном бывшие летчики или спортсмены-планеристы, работали с нами на общественных началах. Это были люди, действительно беззаветно влюбленные в небо, готовые безвозмездно передать нам свою любовь и знания.

Учиться было интересно. После теоретических занятий занимались на тренажере: инструктор кренил подвешенную к потолку кабину планера с курсантом в разные стороны, а тот должен был исправить положение, действуя ручкой управления и двумя педалями.

Иногда занятий не было, и мы ехали на Тушинский аэродром, где сами собирали планер и ремонтировали другие аппараты. Летом нас запускали с лебедки метров на 20 в высоту. Взлетишь чуть ли не вертикально вверх, почувствовав впервые, что такое перегрузка, и начинаешь планировать на край летного поля. Весь полет занимал чуть меньше минуты.

Конечно, многим это может показаться даже не полетом, а скорее детскими подскоками, но мы и были еще дети, и делали только свой первый шаг в большое небо...


Цена высоты


Сегодня, чтобы приобрести собственный небольшой летательный аппарат и научиться уверенно им управлять под руководством опытных инструкторов, нужно иметь достаток выше среднего.

- Сейчас нет бесплатных спортивных летных секций, - комментирует ситуацию пилот международного класса теплового аэростата Олег Лопатков из подмосковной Яхромы. - Нашему, более старшему поколению воплощение в жизнь заветной мечты о небе не стоило ни копейки - было бы здоровье, чтобы пройти врачебно-летную комиссию, да желание учиться летать.

Естественно, чем солиднее летательный аппарат (самолет, вертолет или автожир), тем и обучение на нем дороже. Например, курс обучения на небольшом спортивном самолете или вертолете типа "Робинзон" обойдется как минимум 300 тысяч рублей.

Но, как мне кажется, ощущение свободного полета дают как раз недорогие летательные аппараты вроде дельталета или параплана. Простенький параплан без мотора для начинающих можно приобрести за 80 - 100 тысяч рублей, еще тысяч 60 будет стоить обучение, состоящее из трех этапов. Реально же на параплане можно научиться летать за неделю.

Сейчас в Московской области очень много различных небольших компаний, которые занимаются обучением всех желающих и обычными "покатушками" от 15 минут до часа. Расценки разные - от 800 до 3000 рублей, в зависимости от продолжительности полета и типа летательного аппарата.

В этот раз мы совершили с Олегом получасовой полет в тандеме в Дмитровском районе недалеко от деревни Соснино. Когда летишь на параплане со скоростью 60 - 80 км/ч на высоте 100 - 150 метров, чувство свободного полета ни с чем не сравнимо. Конструкция аппарата такова, что ты не видишь купола, и складывается впечатление, что ты летишь сам по себе, как птица. Ощущения непередаваемые.


Бросая ввысь свой аппарат послушный


Итак, полетать в собственное удовольствие сейчас в Московской области можно хоть на метле верхом, только денежки плати.

- Однако стать профессиональным пилотом у молодого человека, решившего связать свою жизнь с большой авиацией, так просто вряд ли получится, - рассказывает пилот первого класса, а ныне, как это принято говорить, молодой пенсионер Александр Божков. В свое время он вместе со своим экипажем ИЛ-76Т был награжден высокими правительственными наградами за безупречное выполнение операции "Гром". Тогда  в Минводах бандит и террорист Яшкиянц вместе со своими подельниками захватил  автобус с детьми и их учительницу, требуя 3 миллиона долларов и свободный вылет в Израиль. Как раз экипаж Александра Божкова и доставил бандитов по их требованию в Тель-Авив, где они были тут же арестованы и выданы СССР.

- Раньше, если пацан хотел стать летчиком, он шел сначала бесплатно заниматься в аэроклубы при ДОСААФ, которые функционировали в каждом, даже небольшом провинциальном городке, - продолжает Божков. - Я, например, свой путь в большую авиацию начинал именно с аэроклуба. Учился летать на планере, принимал участие в соревнованиях. Потом поступил в летное училище в Сасове. После окончания работал в гражданской авиации на различных типах самолетов на внутренних и международных линиях. И вот сейчас, выйдя на пенсию, продолжаю летать в свое удовольствие на планере в Истринском районе. Сейчас бесплатных аэроклубов днем с огнем не сыскать. За все нужно платить. А многим родителям это не по карману. Нужна программа на государственном уровне по подготовке летных кадров. По сути возрождение летных бесплатных школ для подростков и молодежи. Ведь еще в планерной школе нас учили высшему пилотажу. Сейчас пилотов этому не учат.  Только взлет, посадка и полет по системе координат. А ведь больше половины всех случившихся авиакатастроф за последние 20 лет можно было бы избежать, если бы все летчики имели за плечами планерную школу. Скажем, последняя авиакатастрофа, которая произошла 17 ноября с Боингом-737 в Казани, этому наглядное подтверждение.

Как установило следствие, экипаж не имел достаточного опыта полетов. А командир, писали, и вовсе купил пилотское удостоверение. Сейчас, конечно, вроде возродили вновь ДОСААФ, вот только бесплатных спортивных секций в нем уже нет. Не говоря уж о детских школах, где обучали бы будущих пилотов.


Проще запретить


Не так давно все частные полеты в черте Москвы были запрещены управлением воздушного движения. Однако несколько лет назад в некоторых районах столицы были обговорены условия, на которых частные небольшие вертолетные компании имеют право проводить обзорные экскурсии над Москвой. Удовольствие не из дешевых. Например, 15-минутная обзорная экскурсия на вертолете "Робинзон" над Мякининской поймой, хелипортом "Москва" и "Крокус Экспо" стоит 7 тысяч рублей. А вот полет над городом с внешней стороны МКАД в течение 20 минут обойдется экскурсантам в 18600 рублей. Кроме того, сегодня разрешительная система полетов заменена на уведомительную.

- Если у вас есть собственный летательный аппарат и сертификат пилота-любителя, подтверждающий вашу летную квалификацию, вам достаточно зайти на сайт ОВД - Организации воздушного движения (это что-то вроде воздушного ГИБДД) - и посмотреть, где вам разрешено подниматься в воздух, - рассказывает президент Федерации планеризма России Сергей Рябчинский. - Достаточно забить в поисковике сайта название района, в котором собираетесь летать, и тут же получите ответ - можно или нельзя. Кроме того, там есть возможность отсканировать летную карту с указателями координат, чтобы не заблудиться в воздухе, а также узнать потолок высоты, выше которой не имеете право подниматься. Он, кстати, везде разный. Например, в Дмитровской районе, где сейчас проходит чемпионат области для тепловых аэростатов, он составляет 800 метров. Выше нельзя, поскольку здесь проходит крупный воздушный коридор аэропорта "Шереметьево". Что же касается подготовки летных кадров, то полностью согласен с тем, что обязательно нужно возродить бесплатное государственное обучение на первом этапе для подростков и молодежи. Скажем, в Польше и Германии обучение планеризму для юношей и девушек с 16 до 22 лет бесплатное. Почему же у нас так не сделать?

- Еще совсем недавно в черте города, скажем, в парках или на площадях в дни праздников разрешали поднимать в воздух аэростаты. Было красиво и зрелищно. Но сейчас этого уже не увидишь, почему? - задаю вопрос пилотам тепловых аэростатов, собравшимся на этой неделе в Подмосковье на свои соревнования.

- Подъем монгольфьеров в Москве, даже на тросах, запретили в целях безопасности, - объяснил президент Федерации воздухоплавания Московской области Сергей Щугарев. - В ОВД посчитали, что летательный аппарат легче воздуха не имеет собственного двигателя, и если произойдет не запланированный отрыв аэростата, то он станет неуправляемым. Может зависнуть на проводах или врезаться в жилой дом со всеми вытекающими последствиями. Подобный инцидент произошел лет 10 на одном из МАКСов, когда сильным порывом ветра оторвало один из наших аэростатов. Тогда серьезно пострадал один из членов команды и был поврежден военный самолет, стоящий неподалеку. Был и еще один вопиющий инцидент, хотя Федерация воздухоплавания к нему никакого отношения не имела. Какой-то хулиган, привязав к себе несколько сотен воздушных шариков, наполненных гелием, поднялся на высоту более 5 тысяч метров и пересек несколько воздушных коридоров. Только по счастливой случайности не произошло авиакатастрофы, да и сам "пилот" чуть не погиб. Однако я считаю, в Управлении ОВД поторопились с выводами, просто запретив летать на всем, что надувается газом или горячим воздухом.

Подводя итог всему сказанному компетентными пилотами, можно сделать основной вывод. Развитие частной малой авиации в столичном регионе еще далеко от совершенства. Слишком много в последнее время появилось всевозможных "школ" и "экскурсионных компаний", эксплуатирующих малую авиацию. Многие, сами едва научившись мало-мальски держаться на крыле, пытаются заработать на этом деньги, не имея ни достаточного опыта, ни летных навыков. Проблему могли бы решить бесплатные государственные школы планеризма, дельтапланеризма, парапланеризма и т. д., но такой программы пока нет и, думается, в ближайшее время не предвидится. А зря.

14.05.2014 11:21:39 
автор: Андрей ФЕДОРОВ 

← Все новости

 
«Московская правда»
радио-онлайн
Новое видео
Литература и кино. Что смотреть?

Нажмите и получайте наши новости вместе с Яндексом
Loading...
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru