Великий мастер модерна

Великий мастер модерна

Архитектурная общественность отмечает 150-летие выдающегося русского архитектора, известного мастера модерна Адольфа Эрнестовича Эрихсона. Это имя трудно забыть, потому что в конце XIX века и в начале XX зодчий много проектировал и строил. Москва буквально наполнена удивительными объектами этого мастера, в которых сочетаются оригинальный силуэт, удачное объемно-пространственное решение, готические и псевдорусские мотивы.

Адольф Эрнестович Эрихсон был известным архитектором эпохи модерна и наряду с Федором Шехтелем и Львом Кекушевым весьма востребован, - рассказывает заведующая архитектурным кабинетом Центрального Дома архитектора Людмила Константиновна Кабанова. - Именно с именем Эрихсона связана многолетняя история нашего любимого ЦДА в Гранатном переулке. Один из лучших особняков эпохи московского модерна был построен в конце XIX века по проекту Адольфа Эрихсона.

А. Э. Эрихсон - москвич шведского происхождения. Он родился в 1862 году в семье обрусевших шведов. В 1883-м молодой человек окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, получив звание классного художника архитектуры и серебряную медаль. Талантливого выпускника училища отправляют в Европу, в Данию, где он изучает архитектуру североевропейских стран. Вернувшись через несколько лет в Москву, Адольф Эрихсон служит архитектором в Московской казенной палате, вступает в Московское архитектурное общество. В эти годы он строит много доходных домов и частных особняков для состоятельных московских купцов и представителей аристократии. Наряду с другими лучшими архитекторами в 1896 году он участвует в подготовке Москвы к торжественной коронации царя Николая II. Празднично оформляются Тверской, Никитский и Пречистенский бульвары, по которым должен был проехать кортеж с императором и императрицей. Эрихсон оформляет также площади вокруг храма Христа Спасителя.

Это было, конечно, очень почетное задание, но главное наследие архитектора А. Эрихсона - более полусотни зданий, построенных им только в Москве по заказу банкиров, предпринимателей, промышленников, известных и богатых москвичей. Среди них книгоиздатель И. Д. Сытин, председатель Московского промышленного банка В. А. Леман, коллекционер и меценат П. И. Щукин. К счастью, многие из построенных архитектором зданий сохранились. Мы можем сегодня их видеть, любоваться ими. В их числе и особняк в Гранатном переулке, 7, который был построен в 1896 году для жены московского купца Анны-Луизы Леман.

Адольф Эрихсон жил и работал в России до 1917 года. Его ближайшим помощником был архитектор А. И. Герман. Мастерская Эрихсона первоначально располагалась на углу Поварской улицы и Борисоглебского переулка. Затем она была переведена на Петербургское шоссе (ныне Ленинградский проспект). После Великой Октябрьской революции архитектор эмигрировал из России. О его дальнейшей судьбе известно лишь то, что он много лет прожил в Швейцарии.

Свой творческий путь Адольф Эрихсон начал с построек в стиле эклектики (сочетание элементов различных архитектурных направлений), за что его не раз упрекали. Дань эклектике архитектор отдал и проектируя особняк в Гранатном переулке, 7. Но уже в 1890-е годы в творчестве Эрихсона прослеживается яркая национальная стилевая тенденция, в основе которой лежало ярославское зодчество XVII века. В 1900 году зодчий обращается к стилю модерн. Первым проектом выдающегося архитектора в этом стиле стало здание Торгового дома И. В. Юнкера на Кузнецком мосту. Создавая проекты в стиле модерн, зодчий использует в своей архитектурной практике и готические формы. Элементы готики мы видим и в особняке Анны-Луизы Леман. В 1910-е годы почерк архитектора вновь меняется. С этого времени большинство его построек возводятся в стиле неоклассицизма. И все-таки по мнению доктора искусствоведения М. В. Нащокиной, А. Э. Эрихсон - один из самых выдающихся зодчих московского модерна со своим индивидуальным, сразу узнаваемым почерком.

Среди объектов А. Эрихсона надо отметить особняк князя А. Б. Голицына на Поварской улице; фабрику фармацевтической фирмы В. К. Феррейна в Кривоколенном переулке; доходный дом и аптеку магистра фармации В. К. Феррейна на Никольской улице; Музей П. И. Щукина на Малой Грузинской улице, 15; особняк на Спиридоновке; торговый дом И. В. Юнкера на Кузнецком мосту; типографию И. Д. Сытина "Русское слово" (совместно с инженером В. Г. Шуховым) на Пятницкой улице; издательство И. Д. Сытина "Русское слово" на Тверской; ресторан А. А. Судакова "Яр" на Ленинградском проспекте; доходный дом А. А. Судакова на Ленинградском проспекте; ресторан "Прага" на Арбате (совместно с Л. Кекушевым); усадьба Каратаевой-Морозова в Леонтьевском переулке...

Усадьба в Леонтьевском переулке была построена в 1884 году архитектором Каминским, а в 1895-м при Морозове дом перестроили по проекту Эрихсона. Были сделаны роскошные интерьеры по рисункам Шехтеля. С середины 1920-х годов до 1941-го в этом здании помещалось германское посольство. Во время Великой Отечественной войны здесь было Совинформбюро. Все перечисленные выше здания были построены практически за два десятилетия. Эрихсон становится одним из самых популярных и высокооплачиваемых зодчих, к которому состоятельные заказчики выстраиваются в очередь.

Настоящим шедевром архитектора Адольфа Эрихсона стало здание Музея русских древностей на Малой Грузинской, 15. Заказчиком строительства был купец Петр Иванович Щукин, совладелец "Торгового дома И. В. Щукин и сыновья". Вместе с тремя братьями в течение долгих лет он собирал коллекцию древнерусских, западноевропейских и восточных произведений искусства и предметов быта. Сейчас эта коллекция составляет значительную часть собрания Государственного Исторического музея.

В 1891 году Щукин приобрел участок земли площадью около одного гектара на Малой Грузинской улице и пригласил архитектора Б. В. Фрейденберга для проектирования музейных зданий. Щукин и Фрейденберг изучали образцы русской архитектуры в Ярославле и других городах севера России. Первое по очереди здание было построено за шестнадцать месяцев в глубине участка, темно-красного цвета, под высокими крышами. Коллекцию начали показывать посетителям. Но здание оказалось мало для такого обширного собрания экспонатов. И тогда Щукин нанимает А. Э. Эрихсона и В. Н. Башкирова для строительства второго, большего по площади корпуса, который выходит на красную линию улицы. Оба корпуса соединены подземной галереей. В 1905 году архитектор Ф. Н. Кольбе построил на участке одноэтажный корпус музейного склада в стиле московских палат XVII века.

В 1905 году Щукин передал коллекцию, землю и все постройки Историческому музею. Он оставался хранителем коллекции, приобретал новые экспонаты до своей смерти в 1912 году. После этого музей на Малой Грузинской был закрыт. В 1917-м коллекцию перевезли в Государственный Исторический музей. С 1918-го в зданиях располагался Музей старой Москвы, а с 1934-го - Биологический музей им. К. А. Тимирязева. Так что Государственный биологический музей располагается сегодня в стенах памятника архитектуры федерального значения - в комплексе зданий бывшего Музея русских древностей Петра Ивановича Щукина.

Широко известной постройкой архитектора Адольфа Эрихсона стал знаменитый ресторан "Яр" в Петровском парке на Петербургском шоссе (теперь Ленинградский проспект). В 1895 году "Яр" приобрел Алексей Акимович Судаков. Он был выходцем из ярославских крестьян. Карьеру начинал рядовым официантом и уже в 22 года приобрел собственный трактир. К этому времени у "Яра" уже была своя история, но репутацию одного из самых фешенебельных, скандальных и богемных ресторанов он получил именно при Судакове, который владел "Яром" вплоть до революции.

Поскольку старое здание ресторана обветшало, купец Судаков в 1909 году обратился к архитектору Эрихсону и предложил ему построить новое, которое по своим размерам и помпезности превзо-шло бы все другие увеселительные заведения Москвы. Четыре года строилось новое здание. Была возведена отдельная электростанция, открыта артезианская скважина, спроектировано водяное отопление, создан оригинальный фонтан. Публику такого ресторана составляли актеры, писатели, представители аристократии и деловых кругов. "Яр" стал лучшей рекламой для архитектора Эрихсона.

Через год после открытия нового "Яра", в 1914 году Адольф Эрнестович получает новый заказ. Купец Петр Тарарыкин, не желая уступать конкурентам, заказал архитектору капитальную перестройку ресторана "Прага" на Арбате. По проекту Эрихсона в здании были размещены мини-кинотеатр и зал аукционных торгов. Перестройка "Праги" завершилась в 1915 году. Это был последний проект гения московского модерна. С приходом большевиков карьера выдающегося архитектора в России завершилась. На долгие годы его имя исчезло из летописи архитектурного творчества. И вот только сейчас в стране вновь зазвучало имя зодчего, который своими творениями так украсил столицу.

Судьба самого Адольфа Эрихсона после революции в России неизвестна, не было ни одной публикации, ни одного некролога. По странному стечению обстоятельств мы не знаем ни год, ни место смерти архитектора. А вот судьба его родных известна. Брат Адольфа - Роберт Эрнестович был инженером-механиком, членом Московского автомобильного общества. Он эмигрировал после прихода большевиков в Швейцарию и умер в Лозанне в 1932 году. Сыновья Евгений и Николай были русскими морскими офицерами, участвовали в Первой мировой войне, а потом служили в Белой армии. Они тоже эмигрировали из России.

 

16.04.2013 09:47:22 
автор: Берта Бухарина 

← Все новости

 
«Московская правда»
радио-онлайн
Новое видео
Литература и кино. Что смотреть?

Нажмите и получайте наши новости вместе с Яндексом
Loading...
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru