С боевого задания не вернулись...

С боевого задания не вернулись...

Благодаря краеведам, преподавателям школ, поисковым группам, архивистам спустя десятилетия после Великой Отечественной войны удалось установить имена двух экипажей летчиков, защищавших столицу на южных подступах и погибших на территории нынешнего Южного округа Москвы. О подвиге пилотов мы беседуем с писателем-историком, автором двух книг о районах Москвы Светланой Ивановной Ярославцевой, во многом благодаря энтузиазму которой и стали известны имена не вернувшихся с боевого задания летчиков.

- Светлана Ивановна, что вам стало известно о защите столицы в небе над ближайшим Подмосковьем осенью 1941 года?

- Просмотренные в архиве дела многих авиаполков подтвердили тот факт, что в дни Московской битвы, с октября 1941 по февраль 1942 года, в небе над ближайшим Подмосковьем погибли десятки летчиков, защищавших столицу от наступающего врага. Не возвратившиеся с боевого задания экипажи вносили в регулярно составляемые списки безвозвратных потерь с формулировкой: "Не вернулся с боевого задания". Если позже в полк поступали уточняющие сведения о гибели или о непредвиденной посадке самолета вне аэродрома, в список вносили рукописные поправки: летчик жив; летчик находится в госпитале; летчик попал к партизанам и так далее.

Поскольку к осени обстановка на Западном фронте резко ухудшилась, Московский военный округ из тылового становится прифронтовым. Одна из его главных задач - боевое прикрытие столицы на земле и в воздухе. 30 сентября ночью, прорвав линию Брянского фронта, враг начал наступление на Брянск и Орел. На дальних и ближних подступах Московской зоны ПВО для прикрытия столицы с воздуха с первых дней вой-ны боевые самолеты заняли исходное положение на стационарных аэродромах. Боевое дежурство несли части 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Москвы (командир корпуса подполковник А. И. Митенков). В конце июня в корпусе было 11 авиаполков, в конце июля - 13, в августе - 21. В ноябре авиаполки 6-го истребительного корпуса ПВО занимали 34 аэродрома из ста, расположенных вокруг столицы. В июле 1941 года в поддержку 6-му истребительному авиакорпусу в Тульской и Рязанской областях начала формироваться 77-я смешанная авиационная дивизия. Ее штаб находился в Туле. В дивизию, командиром которой был назначен Герой Советского Союза подполковник Иван Диомидович Антошкин, входили бомбардировочные, штурмовые и истребительные полки, в том числе и 173-й ближнебомбардировочный авиаполк.

- Но именно в эти дни, после захвата немцами 3 октября Орла, над Тулой нависла угроза. 5 октября противник прорвал оборону у Юхнова...

- Именно воздушные разведчики 6-го истребительного авиационного корпуса на рассвете 5 октября первыми обнаружили прорыв немецко-фашистских танковых и моторизованных соединений из Рославля в направлении Юхнова. Фашисты двумя колоннами направлялись по Варшавскому шоссе на восток, чтобы стремительно выйти к Москве, захватить столицу врасплох, отрезав наземные войска, прикрывавшие направление Смоленск - Москва. Складывалось критическое положение, ведь до Москвы оставалось всего двести километров. И как раз 5 октября 77-я смешанная авиационная дивизия была переброшена в действующую армию и расположилась на аэродроме - в пяти километрах юго-западнее от центра Подольска. Его называли еще Дубровицы - по названию расположенного неподалеку древнего поселения. Отсюда вылетали на задания боевые самолеты, нанося удар по мотомеханизированным частям противника на можайском, малоярославецком и калужском направлениях, участвуя в операциях 43-й и 33-й армий.

- Есть сведения о том, что за первый месяц боев под Москвой эта дивизия потеряла 121 самолет, погибли более ста летчиков. Чем объяснялись эти потери?

- В отчете дивизии были указаны причины: "сбиты истребителями противника", "от аварий в результате боя", "сбиты зенитчиками противника"... Летный состав терял не только летчиков, но и штурманов, стрелков-радистов... Бомбардировщики 173-го и 321-го авиаполков поначалу вели разведку, наносили удары по противнику без сопровождения истребителей. Это была самая серьезная причина больших потерь экипажей. Многие из них погибли в ближайшем Подмосковье, и сегодня в трех районах Москвы - в Зюзине, Чертанове и Бирюлеве - установлены памятные знаки в честь летчиков, не вернувшихся с боевого задания.

- Светлана Ивановна, когда и как были найдены останки летчиков, погибших в Чертанове?

- Останки двоих - в 1941-м. Через 27 лет после их гибели, в 1968 году, когда началось строительство новых жилых микрорайонов, в окрестностях деревни Чертаново были найдены детали взорванного самолета и останки третьего летчика. По словам старожилов, в годы войны здесь был небольшой аэродром. После публикации в печати о найденном захоронении откликнулись летчики, служившие на аэродроме. Они сообщили, что 12 октября 1941 года прямо на аэродром рухнул пикирующий бомбардировщик. С помощью архива Министерства обороны СССР были названы имена погибших: командир звена лейтенант Юрий Петрович Тихомиров, стрелок-бомбардир Алексей Яковлевич Ончуров и сержант Павел Александрович Ворона. Это было звено 173-го скоростного бомбардировочного авиаполка 77-й смешанной авиадивизии, формировавшейся в Тульской области.

- Кто способствовал тому, чтобы имена летчиков не были забыты?

- На Большой Юшуньской улице в 1966 году была открыта школа №629, старшеклассники которой вели поисковую работу. С помощью военкоматов они разыскали родственников Юрия Тихомирова и Алексея Ончурова и съездили к ним. А осенью 1969 года коллектив учителей и школьников своими силами во дворе школы установили небольшой памятный знак с найденным винтом самолета. Но через несколько лет школу №629 расформировали, а на месте найденных следов войны построили новые жилые кварталы. Через двадцать лет Совет ветеранов новых микрорайонов стал хлопотать об открытии памятного знака на месте гибели летчиков. Взяли информацию у бывшего директора школы Г. Фриша, учительницы Л. Кузнецовой, чьи ученики вели поиск. В Совет ветеранов были переданы сохранившиеся бумаги, переписка с родственниками, портреты летчиков. И 9 мая 1995 года между корпусами 1 и 2 по Кировоградской улице, 10, был открыт обелиск архитектора М. Судакова и скульптора А. Рылеева. Покореженный винт самолета, мраморная доска под ним, сообщающая о героическом экипаже, вертикально установленное металлическое крыло самолета с красной звездой, а рядом на невысокой пирамиде - фамилии погибших и их портреты... Так выглядит этот обелиск. Портретов нашлось только два - Ю. Тихомирова и А. Ончурова. На месте портрета третьего героя - П. Вороны - букет цветов.

- Прошли годы... Что удалось узнать о боевых летчиках, защищавших небо Москвы и погибших на подмосковной земле?

- Помогли архивы Министерства обороны, где в небольшой карточке учета рядового состава есть совсем немного сведений о стрелке-радисте экипажа сержанте Павле Александровиче Вороне. Он родился в 1919 году в деревне Лозовая Дергачевского района Харьковской области, где жил до призыва в 1939 году на срочную службу. Когда началась война, Павел Ворона продолжал служить, но после Победы домой не вернулся. 27 января 1947 года военкомат провел опрос среди жителей деревни Лозовая и на основании его и имевшегося у отца Александра Семеновича Вороны извещения сделал заключение: "Пропал без вести в октябре 1941 года". Эта информация и была тогда отправлена в Центральный архив Министерства обороны.

А вот на офицеров в архиве ведутся и сохраняются учетно-послужные карты и личные дела с фотографиями. Лейтенант Алексей Яковлевич Ончуров - штурман, родился 15 марта 1918 года в деревне Немовщина Свечинского района Кировской области. Отец и мать - крестьяне-середняки, с 1931 года - члены колхоза "Восток". В 1938 году Алексей закончил среднюю школу, а затем Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей. Погиб 12.10.1941 при выполнении боевого задания. Лейтенант Юрий Петрович Тихомиров - пилот, командир звена, родился 22 ноября 1919 года в городе Самаре. В этом же году умер его отец, и мать, медсестра Мария Яковлевна Тихомирова, растила сына одна. В феврале 1935 года пятнадцатилетний Юра пошел работать радиомонтером, а в сентябре 1936-го поступил в Сталиногорский химический техникум. Пока учился в нем, занимался в Сталиногорском аэроклубе им. Бабушкина. Закончив два курса техникума, Юрий Тихомиров в апреле 1938 года поступил в Борисоглебскую краснознаменную военную авиационную школу им. ОСОАВИАХИМа. После окончания ее начал служить в должности младшего летчика в 16-м штурмовом авиаполку. С мая 1941-го лейтенант Тихомиров - командир звена в 173-м среднебомбардировочном авиаполку.

- Светлана Ивановна, удалось ли вам найти в архиве какие-то сведения о том, что именно произошло на аэродроме в Чертанове?

- Многое хотелось выяснить, уточнить, но справки, присланные в ответ на мои запросы, никак не проясняли ситуацию. Лишь по оперативным сводкам и боевым донесениям можно представить себе ту напряженную ситуацию, которая сложилась на Юхновском направлении. К утру 11 октября в полку из двенадцати экипажей, посланных в Дубровицы, осталось всего два, готовых для выполнения заданий, в том числе экипаж Тихомирова. В утренней оперативной сводке штаба 77-й дивизии сказано, что два самолета бомбардировали Юхнов, но один из них из-за недостатка горючего сделал вынужденную посадку у деревни Михнево, в тридцати пяти километрах от Каширы, а другой - разбился на аэродроме Чертаново. Экипаж погиб. Еще одно сообщение из журнала боевых действий штаба ВВС МВО: "В 22.17 из Дубровиц вылетел на ночное задание экипаж лейтенанта Тихомирова. Его задача была - произвести разведку и бомбардировать скопления частей противника в районе Медыни. Самолет потерпел катастрофу в районе Чертаново". Позднее в документах полка появились уточнения места действия погибшего экипажа: "С аэродрома Инютино близ Боровска по заданию зам. командира подполковника А. И. Митенкова вылетел экипаж лейтенанта Тихомирова на бомбардирование танковой колонны противника, подходящей к Боровску. Под утро в районе действия был сильный туман, экипаж с задания не вернулся, пропал без вести".

11.02.2015 01:35:01 
автор: Берта БУХАРИНА 

← Все новости

 
«Московская правда»
радио-онлайн
Новое видео
Леонид Роберман в гостях у Марии Чемберлен

Нажмите и получайте наши новости вместе с Яндексом
Loading...
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru