Румба Цоя

В канун очередного дня рождения Виктора ЦОЯ стало известно, что скоро в свет выйдет монография, посвященная жизни и творчеству музыканта. Это будет первое серьезное собрание свидетельств и документов, имеющих отношение к жизни легендарного певца, собранное Виталием Калгиным, поклонником группы "Кино".   В отличие от предыдущих попыток представить читателям Цоя, книга Калгина представляет собой объемный набор ценных свидетельств о Викторе, каждое из которых эмоционально, порой предвзято и уж точно субъективно, ибо ни одно личное воспоминание не может быть ни бесстрастно объективным, ни безупречно точным. Но собранные вместе эти порой противоречащие друг другу элементы мозаики, благодаря скрупулезной работе автора, складываются в яркую картину ушедшей от нас эпохи, на фоне которой проступает образ того, кто так ярко ее воплотил. Основное достоинство книги заключается в том, что автор не исходил из собственного понимания образа и творчества любимого им Героя, он пошел с другой стороны, выступив не писателем, а исследователем. Много лет Калгин по крупицам восстанавливал контекст, в котором родилось, сложилось и проявилось то, что дало энергию в борьбе с жизнью разным людям разных поколений.  Контекст, в котором жил, формировался и писал свои песни Виктор Цой. Благодаря тому, что автор книги юрист, а не журналист или писатель, ему удалось сделать работу по сути научную. Удалось и другое - лично встретиться и расположить к себе открытостью и пытливостью, а главное незашоренностью и непредвзятостью многих близких Цою людей, которые никогда ранее не общались ни с кем на эту тему. Многие из свидетелей эпохи сопроводили свои слова документами и записями. Предлагаем вниманию наших читателей отрывок из книги Виталия Калгина.  "Митьки"... Это творческое объединение добродушных питерских художников, названное по имени одного из них, "Шагин, Дмитрий Владимирович" Дмитрия Шагина, союз людей с открытым и несколько простодушным взглядом на жизнь, в котором раскрывается поэтичность и красота повседневности, ставшей одной из главных составляющих ленинградского неофициального искусства второй половины XX века. Группа "Митьки" сложилась в начале 1980-х годов и быстро переросла в массовое движение, объединив художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных "сочувствующих". Поскольку "Митьки" вращались в одном кругу с музыкантами, то часто устраивали так называемые творческие вечера (ну дык, ёлы-палы), квартирные концерты, приглашая друзей "оттянуться в полный рост", "разделить поровну"  портвейн и "послушать модную рок-н-ролльщину".  И вот в один из апрельских дней 1985 года в Ленинграде, в мастерской художников из творческой группы "Митьки" - Александра и Ольги Флоренских, расположенной на Кузнечном переулке, 19, весело, с полным оттягом прошел очередной квартирный концерт. Послушать лидера группы "Кино" Виктора Цоя (а именно он был приглашен радушными хозяевами) и выпить красного болгарского вина  (кроме хозяев мастерской) пришли братушки-"Митьки": Владимир Шинкарев, Дмитрий Шагин, Виктор Тихомиров, Игорь Чурилов, Елена Чурилова, Леша Шинкарев, Инга Новикова, Вася Антонов, Вадик Маркин, а также жена Виктора - Марьяна Цой, в то время заметно беременная...  По воспоминаниям самих "Митьков" - конечно же, этот концерт отнюдь не был единственным. Цой играл для "Митьков" не раз. В подтверждение этому можно привести хотя бы выступление Виктора Цоя и Юрия Каспаряна в клубе ученых НИИ ЭФА им. Д.В.Ефремова на выставке "Митьков" в поселке Металлострой, прошедшее осенью 1985 года... Но вся прелесть того квартирного концерта заключалась в том, что он планировался долгих две недели, а это совершенно не вписывалось в тогдашние "митьковские" рамки, более того, он был записан. Художник Игорь Чурилов принес магнитофон со встроенным микрофоном и с помощью единственной нашедшейся кассеты "МК-60" отечественного производства сделал запись. К сожалению, полностью вместить весь концерт кассета не сумела - не хватило времени, и несколько песен под конец разошедшийся Цой спел не под запись... Как вспоминал впоследствии Александр Флоренский, Виктор, забывший дома медиатор, ловко играл самодельным, который собственноручно вырезал на ходу из пластиковой пробки от портвейна, найденной им в мусорном ведре... Уходя, гости по традиции оставляли автографы на стене в прихожей. Цой тоже взял фломастер и написал: "ЛУЧШЕ БОЛЬШЕ ЧЕМ МЕНЬШЕ"...  До 1990 года Александр Флоренский не считал записанную тогда кассету особой ценностью и употреблял ее по прямому назначению, слушая в мастерской на разных, порой некачественных магнитофонах, в 1990 году сдублировал ее и гонял уже копию и только 18 февраля 1997 года, встретив Марьяну, догадался предложить ей оригинал. Именно тогда выяснилось, что, Александр сохранил две редкие песни - "Молодой пастушок" и "Румба" - все помнят, что Витя их пел, а вот записей не осталось... Казалось бы - вот оно! Судьба! Радость для всех поклонников группы "Кино". Но - увы... Московский художник Василий Гаврилов, которому Марьяна отдала кассету с записью концерта на оцифровку, умер, и оригинал пропал. Спустя несколько лет умерла и сама Марьяна Цой. В результате концерт "Цой у "Митьков", равно как и песня "Румба", написанная Виктором для совместных выступлений с Сергеем Курехиным в "Популярной механике", превратились в легенду, наравне с мифом об "Атамане"... 21 июня 2012 года, в день пятидесятилетия Виктора Цоя, Первый канал показал документальный фильм, в котором поклонники "Кино" увидели членов группы "Кино" и сына Цоя Александра и наконец-то услышали легендарного "Атамана", в факте существования которого многие сомневались. Но кассета с записью "Румбы" всеми забытая, продолжала оставаться легендой... И вот в конце 2012 года, собирая материал для книги о группе "Кино", я связался с Александром Флоренским, и - о чудо! Выяснилось, что запись все-таки сохранилась. Воистину - "ЛУЧШЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МЕНЬШЕ"! После долгих переговоров мне удалось состыковать и познакомить двух Александров - Флоренского и Цоя, и Александр Флоренский передал Александру Цою сохраненную им уникальную запись. С нескрываемым удовольствием я прочел сообщение Александра: "Все хорошо. Иду домой. Кассету  несу под курткой, ближе к сердцу, так сказать...".   Один американец поехал в Аргентину,

Надел заплечный ранец и сел на бригантину.

Он плыл по морю долго - страдал морской болезнью,

И корабельный доктор сказал - танцуй немедля.

Его встречали люди из племени ацтеков,

Они сказали: "Парень, есть для тебя невеста".

Он был еще чечакос с незагорелой кожей,

И он в нее влюбился, она влюбилась тоже.

Он был красивый парень, она была креолка,

Купили гасиенду и жили там спокойно.

Она любила танцы, и он любил их тоже,

И он остался с ней, и загорела кожа.  Для многих поклонников "Кино" появление и выход песни "Атаман" явился неким знаком, стал некой точкой невозврата. Ведь большинство из них было уверено в том, что "Атаман" - это уж точно последняя из сохранившихся неизвестных песен Цоя. Но Цой, как всегда, преподнес всем сюрприз... И я ничуть не сомневаюсь, что неожиданная находка давно забытых "Румбы" и "Маленького пастушка" - это знак, поданный всем нам в очередной раз Последним Героем, который, очевидно, решил, что пришла пора новых старых песен. А в жизни, как известно, самое главное - это уметь читать знаки... Что будет с записью дальше и когда мы ее услышим? Пока сложно сказать. Может быть, музыканты "Кино" вновь соберутся, чтобы записать еще один хит или снимут новый фильм, чтобы официально представить всем сохранившиеся песни...  Время покажет. Нам всем остается "одно лишь слово - ВЕРЬ". Цоя с нами нет, но Цой жив и  по-прежнему пишет песни. И мы с вами их слышим...

 

 

21.06.2013 02:36:12 

← Все новости

 
«Московская правда»
радио-онлайн
Новое видео
Литература и кино. Что смотреть?

Нажмите и получайте наши новости вместе с Яндексом
Loading...
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru