Подкова счастья, или Искусство - понятие интернациональное

Подкова счастья, или Искусство - понятие интернациональное

В театре "Ромэн" состоялась премьера спектакля "Подкова счастья". Автор пьесы - народный артист России Николай Лекарев. В качестве режиссера-постановщика спектакля на сцене родного театра, в котором служит с 1986 года, он выступает впервые. 

Начало

    Путь на сцену для Николая Лекарева был предопределен судьбой.  Лекаревы ведут свою родо-словную от хоровых цыган. Его родители Григорий Иванович и Раиса Петровна - артисты цыганского ансамбля "С бубном и гитарой" - гастролировали по всей стране. Сын всегда, естественно, был рядом.  Он вспоминает, как в четыре года на концерте в Ялте вышел на сцену, где в тот момент отец пел финальную песню.

    Услышав смех в зале, а сидели там многие известные в то время люди, в том числе Иван Козловский, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, отец повернулся и увидел маленького Колю. Григорий Лекарев не растерялся, подхватив сына на руки, сказал:  "Мое продолжение - сын Николай Лекарев".  Потом, уже за кулисами, подошел Иван Козловский, ласково потрепав мальчонке кудри, произнес: "Хороший артист будет". Это было как благословение великого артиста, своеобразная путевка в жизнь. 

    В 7 лет Коле пришлось ломать привычный уклад, забыть о постоянных переездах из города в город вместе с родителями: началась учеба в школе, и он  остался с бабушкой в Харькове. Учился и в музыкальной школе по классу фортепиано, а параллельно самостоятельно обучился игре на гитаре. После окончания школы Николай стал выступать в ансамбле, где работал его отец. Сначала в качестве танцора, потом музыканта.  Играл на электрогитаре, бас-гитаре, на ударных инструментах. Природа одарила Николая Лекарева и очень красивым голосом. Так что, помимо музыки, стал заниматься вокалом.

    Еще в школе во время каникул 15-летний юноша познакомился со своей будущей женой Наташей. Родители юных влюбленных работали в одном ансамбле. Три года Николай и Наталья переписывались, а в 1976 году, как и полагается по цыганским обычаям, состоялись сватовство,  потом свадьба. В 1980 году Николай Григорьевич создал свой первый цыганский ансамбль, где был художественным руководителем. Потом выступал в цыганском  мюзик-холле от Ярославской филармонии. К тому времени в семье уже подрастали три дочери, а в 1986 году появился и сын, тоже Николай. В этом же году Николай Григорьевич пришел в театр "Ромэн". Работу совмещал с учебой. Окончил режиссерский факультет ГИТИСа.

    В послужном списке Николая Григорьевича - актерские работы во многих спектаклях: "Цыган", "Графиня-цыганка", "Цыган - и в Африке цыган" и др. Причем в некоторых из них выступал и как музыкальный руководитель, и как  композитор. Помимо театра, в жизни Николая Лекарева - кино и  концерты на эстраде. Он играл в таких фильмах, как "Мой ласковый и нежный зверь", "Черный жемчуг", а настоящую всенародную славу ему принесла роль  Баро  в сериалах "Кармелита" и "Кармелита. Цыганская страсть". Во втором сериальном проекте успешно выступил и как композитор. И вот новый этап - постановка спектакля.

На репетиции

    За кулисами актеры делятся проблемами, обсуждают повседневные дела.  Но вот начинается репетиция, и - о, чудесная магия искусства! -  выйдя на сцену, они преображаются: кипят страсти, зашкаливают эмоции. Звучат красивые цыганские мелодии, вихрь танца подхватывает и сторонних наблюдателей в зрительном зале, которые с трудом удерживаются в своих креслах.

    Режиссер из зала внимательно следит за происходящим на сцене, периодически останавливает актеров, дает им советы, делает замечания. Все очень корректно, вежливо, никаких повышенных тонов.   

    Наступает короткий перерыв, во время которого задаю Николаю Григорьевичу вопрос:

   - Вы - диктатор или демократ?

    - Я сразу сказал актерам: я не диктатор, я за демократию, но не советую путать ее с анархией. Диктатура не означает вседозволенность. Не ставлю железных рамок,  допускаю импровизацию, если это бьет в десятку и лучше, чем то, что предлагаю я. Скажу по секрету: очень приятно, что актеры подходят ко мне и просят дополнительные роли. У некоторых по 3 - 4 роли.  Я их понимаю: где еще себя так разносторонне можно попробовать, как не в комедии положений?!

    На этом наша беседа прерывается: репетиция возобновилась. На сцене - любовь, красота, интриги, шутки, красивые цыганские обряды, песни, танцы. В числе актеров, которые заняты в спектакле, - старшая дочь, сын, невестка, зять Николая Григорьевича. Дети пошли по его стопам. Практически у каждого за плечами -  приличный творческий багаж. У одного из внуков, а их у Николая Лекарева пока восемь, уже есть опыт киносъемок: он играл роль Баро в детстве в сериале "Кармелита" и продолжает сниматься в других сериалах. У актера растет достойная смена.

    Репетиция подошла к концу. Актеры заняли места в зрительном зале, а к ним вышел художественный руководитель театра, он же и художественный руководитель постановки - Николай Сличенко. Очень доброжелательно, какими-то  штрихами, мазками он, как истинный художник, легко и быстро разобрал сцены, отметил достоинства и недостатки, дал дельные советы. 

О чистой любви и красивом быте

    Актеры провожали своего художественного руководителя аплодисментами, а мы продолжили  с Николаем Лекаревым прерванный разговор.

   - У вас так всегда: аплодисменты в ответ на выступление художественного руководителя?

    - У нас так сложилось: когда художественный руководитель  смотрит прогон спектакля, репетицию, высказывает свои пожелания, замечания, то люди этого ждут, просят что-нибудь сказать по поводу их работы. Такое общение всегда завершается аплодисментами всей труппы в адрес художественного руководителя, к которому относятся с большим уважением и симпатией.

   - Как возникла идея спектакля "Подкова счастья" и был ли у вас опыт написания пьес?

    - Идея возникла совершенно случайно. Как-то в разговоре Николай Сличенко упомянул о том, что есть необходимость в новых цыганских комедиях. Ну, я и сказал, что напишу. До этого пьес для постановки в театре не писал. "Подкова счастья" была готова за довольно короткий срок.

   - Николай Григорьевич, что вы, как автор пьесы и ее режиссер, хотите донести до зрителя?

    - Прежде всего хочу познакомить его с красивым цыганским бытом.  Если вспомнить наших классиков - Пушкин, Куприн, Лесков и др. находили душевное успокоение в цыганских таборах. А разве  не хочет этого видеть сегодняшний зритель?! У меня музыкальная комедия положений. Там есть все - и шутки, и песни, и анекдоты, и всеобщая радость, и дружба, и верность, и братство народов. На мой взгляд, должна получиться веселая жизнерадостная комедия со счастливым концом. Хочется, чтобы зритель выходил после спектакля с улыбкой на лице.

   - Ваши дети в спектакле заняты только как артисты?

    - Не  только. Сын Николай Лекарев-младший  - музыкальный руководитель спектакля, а стихи к песням написала старшая дочь Рада, музыка моя. Невестка Анжела Лекарева  - ассистент балетмейстера.

   - На ваш взгляд, не ослаб ли зрительский интерес к цыганскому театру?

    - Общаясь со зрителями, в том числе и на концертах, вижу, что публика соскучилась по цыганскому искусству, настоящим традициям, фольклору, словом, всему тому, что абсолютно противоположно происходящему на эстраде. Мне кажется, сейчас наблюдается подъем интереса к нашему цыганскому театру. Люди с удовольствием смотрят красивое действо. У зрителя нет национальности, потому что настоящее искусство, как известно, - понятие  интернациональное.

 

20.12.2012 05:51:38 
автор: Елена Быкова 

← Все новости

 
«Московская правда»
радио-онлайн
Новое видео
Фонтан под колпаком

Нажмите и получайте наши новости вместе с Яндексом
Loading...
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru