Жизнь со страстью - музыка по-русски!

Жизнь со страстью - музыка по-русски!

В Большом зале консерватории состоялся концерт Российского национального оркестра. Всемирно известный коллектив, художественным руководителем и главным дирижером которого является Михаил Плетнев, закрывая сезон, преподнес своим поклонникам прекрасный музыкальный подарок.

Дирижировал французский маэстро с мировым именем Ален Альтиноглу. Дирижер, как настоящий француз, был полон национального шарма, красив и изящен в движениях. Он вышел, улыбаясь публике, оркестру, тем самым уже с самого начала создав атмосферу праздника. Дирижерская палочка в его руках казалась волшебной, благодаря мановению руки маэстро нежные чарующие звуки полились в зал: оркестр начал играть "Пасторальную" Бетховена.

Необходимо отметить, симфония впервые была исполнена 22 декабря 1808 года в Венском театре. В ряду девяти бетховенских симфоний Шестая занимает особое место: она стала "предвестницей многих открытий композиторов-романтиков. От нее ведет начало лирико-эпическая ветвь западноевропейского симфонизма XIX столетия, яркими примерами которой являются симфонические шедевры Шуберта, Шумана, Мендельсона, Дворжака и других. Композитор здесь прославляет великую силу природы и простые радости деревенской жизни".

Да, только великий композитор мог так тонко передать многоголосую, но удивительно слаженную и гармоничную симфонию звуков первозданной природы. Его же таланту подвластны малейшие нюансы не только природных, но и душевных состояний слушателей. Ведь это были та симфония, та музыка, те звуки, которые требовались жителям мегаполиса в этот вечер: за стенами консерватории лил не по-летнему холодный дождь, и он уже не прекращался несколько дней. Солнца, тепла, ярких красок требовала душа горожанина.

И чудо свершилось! Зашумел лес, запели птицы, зажурчал ручеек, все вокруг засверкало радужными красками, засияло солнце в яркой синеве неба... Чарующие звуки природы зазвучали в унисон с внутренними переживаниями слушателей, которые теперь, в процессе соприкосновения с великой музыкой в исполнении выдающегося оркестра - совершенным, красивым и возвышенным явлением в своей жизни, - хотели и становились лучше, чище и красивее. В мыслях, эмоциях, желаниях.

Целительная сила бетховенской симфонии наблюдалась в зале с потрясающей очевидностью: одухотворенные, светящиеся тихой радостью и счастьем лица тянулись навстречу прекрасным звукам, нисходящим в зал со сцены. Все сюжетные перипетии: любование природой, грезы художника, веселые мотивы деревенского праздника, бешеный ритм народного танца, шумное веселье, а затем впечатляющая картина летней грозы и заключительная - песнь пастуха, передающая радость по прошествии бури, - живо переживаются слушателями.

Эмоциональное воздействие каждой музыкальной сцены глубоко и сильно. РНО под управлением Алена Альтиноглу в этот вечер подарил своим поклонникам одно из самых своих ярких и проникновенных выступлений. Виртуозная игра музыкантов позволила в этот вечер слушателям насладиться великолепием каждого инструмента в отдельности и всего оркестра в целом.

С большим волнением в этот вечер слушатели ждали встречи с "Весной священной". Столь пристальное внимание к этому произведению И. Стравинского имеет место с момента премьеры одноименного балета, которая состоялась 29 мая 1913 года в парижском Театре Елисейских Полей в рамках "Русских сезонов" Сергея Дягилева и вызвала настоящий скандал.

Как замечает один из театральных критиков, "это была подлинная революция в музыке, хореографии и декорациях... это одно из знаковых сочинений в истории XX столетия, перевернувшее представление публики о законах классического балета и открывшее новые пути развития в области симфонической музыки. Основой для сюжетной канвы балета стал сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал: молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить силы весны, и погибает. Работал над музыкой Стравинский одновременно с Николаем Рерихом, знатоком русского язычества, который написал сценарий балета и создал декорации и костюмы. В роли хореографа выступил знаменитый танцовщик Вацлав Нижинский".

По воспоминаниям очевидцев, реакция публики на новый балет была бурной. Но и современный ценитель прекрасного, закаленный многими новаторскими экспериментами, покорен, как и прежде, экспрессивными, смелыми красками и противоречивыми перепадами настроения в течение всего музыкального произведения.

Объемная картина таинственного бытия рисуется партиями различных инструментов: скрипки, виолончель, духовые, ударные... Все мощно, тревожно. А затем - нежная музыка... Потом музыка вновь звучит широко, заполняя все пространство жизнеутверждающими красками.

Это сложное в музыкальном плане произведение сразу дает представление о серьезной "закулисной" работе с оркестром, которая выполнена дирижером с высокой ответственностью, профессиональной безукоризненностью, уважением к многим новаторским подходам, перепадам настроения и противоречивым задумкам композитора.

Да, Стравинский понятен нам, живущим в XXI веке! Музыка, где все рядом: любовь и ненависть, добро и зло, счастье и горе - это жизнь со страстью. И это очень по-русски!


01.07.2016 11:37:57 
автор: Олеся НИКОЛАЕВА, Татьяна МАНДЖИЕВА 

← Все новости

 
«Московская правда»
радио-онлайн
Новое видео
Вести ДОСААФ.

Нажмите и получайте наши новости вместе с Яндексом
Loading...
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru