Фокс родом из Лосинки?

Фокс родом из Лосинки?

Трагический уход из жизни замечательного актера, народного артиста России Александра Белявского напомнил эпизод из широко известного фильма "Место встречи изменить нельзя", в котором блестяще сыгранный актером бандит по кличке Фокс, буквально лисьим нюхом чувствуя засаду, выпрыгивает из окна модного столичного ресторана. Увы, эти падения - экранное и реальное - в итоге оказались слишком разными...

 

 

Когда сериал показывали впервые, улицы городов и сел по всему Советскому Союзу пустели. Но и при многочисленных повторах сюжет, уже хорошо известный, люди переживают вновь и вновь так, будто неизвестно "чем кончится", - редкий случай, когда речь идет о детективе. Все новые поколения зрителей влюбляются в этот фильм, он пользуется спросом в видеопрокате, привлекает внимание, если объявлен в телепрограмме.

Писатели Аркадий и Георгий Вайнеры, авторы романа "Эра милосердия", по которому создан культовый телесериал, да и режиссер Стани-слав Говорухин не раз отмечали, что своего героя Володю Шарапова они "срисовали" с нескольких реальных сотрудников МУРа. Одним из прототипов, по утверждению Аркадия Вайнера, стал Владимир Федорович Чванов. "Он в своем роде единственный. По человеческим качествам он - наш Шарапов, а по уму - Жеглов".

 После тяжелого ранения на фронте свою милицейскую карьеру двадцатилетний Чванов начал в 20-м отделении милиции Москвы, куда его назначили помощником оперуполномоченного. Отделение "обслуживало" знаменитый бандитский район - Марьину Рощу. Потом была служба в МУРе. В разные годы, работая на Петровке, 38, он раскрыл громкие кражи из квартир известных артистов Большого театра - Марка Рейзена, Суламифи Мессерер, Екатерины Гельцер, знаменитых скульпторов - Евгения Вучетича, Веры Мухиной и других очень известных и популярных людей. Вернул музею похищенные награды Сталина...

Восхищенный его профессионализмом, скульптор Вучетич даже нарисовал портрет сыщика с признательными словами на обороте: "Владимиру Федоровичу Чванову - с любовью, чрезвычайным уважением и самыми наилучшими пожеланиями. Именно таким, как Вы, я и представляю себе нашего советского сыщика". Любимому делу заслуженный работник МВД России полковник милиции Чванов отдал почти шесть десятилетий жизни.

Представляя свою книгу "По следам "Черной кошки" на XIX Московской международной книжной выставке-ярмарке, Владимир Чванов сказал: "И Вайнеры, и Говорухин - талантливые люди, их фильм всегда смотрю с восхищением, но на самом деле никто в МУРе не гонялся за "Черной кошкой" и в банду с таким названием я не внедрялся. Совсем другие названия были у банд, которые мне и коллегам приходилось разрабатывать и изводить под корень..."

Еще одним прототипом Шарапова стал Владимир Павлович Арапов, о чем даже свидетельствует созвучие фамилий. "Именно он участвовал в захвате знаменитой банды Митина, которую мы персонифицировали как "Черная кошка", - признавался Георгий Вайнер.

Прототипом "Горбатого", которого сыграл Армен Джигарханян, был один из известных московских бандитов Ефим Сиплый. Он был известен тем, что сейфы не вскрывал, а... выносил. Силу имел нечеловеческую. Его подручный, громила со стеклянным глазом в тельняшке под ватником, списан с бывшего штрафника, уроженца Одессы. Это был безжалостный убийца. Однажды во время налета на магазин - кстати, среди бела дня! - на глазах у матери он пополам разорвал руками трехлетнюю девочку.

Вряд ли существовал какой-то конкретный исторический прототип Жеглова. Эта роль стала своеобразным нерукотворным памятником тысячам работников уголовного розыска, положившим свои жизни на алтарь святого дела борьбы с преступностью.

Но с кого "списан" Фокс, столь ярко сыгранный Александром Белявским? Обратимся к воспоминаниям, к сожалению, не опубликованным, жителя Лосинки Георгия Васильевича Глёкина. Этот человек известен тем, что семь лет переписывался с Анной Ахматовой, у него есть публикации в журналах на эту тему. Георгий Васильевич навещал ее в Москве и Ленинграде, провожал на вокзале, исполнял ее поручения, выносил ее гроб из морга института Склифосовского. Анна Андреевна в свою очередь в одном из писем назвала его "читателем номер 1". К сожалению, задуманную книгу "Ахматовская легенда" он так и не написал.

Глёкин происходил из старой дворянской военной семьи - оба его деда воевали с турками, отец, военврач, прошел финскую и Отечественную. Воевал и сам Георгий Васильевич. Биолог по образованию, он несколько лет преподавал в школе в родной Лосинке, где жил с семьей с 1924 по 1967 год. В 1950-е годы ушел в науку и занимался проблемами физиологии слуха в Акустическом институте им. Н. Н. Андреева АН СССР. В течение тридцати лет был ученым секретарем этого института и в этом качестве помог десяткам молодых и не очень молодых ученых защитить кандидатские и докторские диссертации (диссертация самого Глёкина была уничтожена по прямому приказанию Т. Д. Лысенко в 1940-е годы).

Георгий Васильевич был из тех людей, которые, вбирая в себя свое время, сами стали неотъемлемой его частью, тем добротным фоном эпохи, на котором ярче видны осенившие ее крупные фигуры отечественной истории и культуры.

И вот что вспоминает Глёкин: "В школу я пошел учиться в 1923 году. Находилась она на улице Коминтерна, примерно там, где сейчас стоит кинотеатр "Вымпел". На одной из фотографий, датированной 1928 годом, в третьем ряду справа, в кепке, стоит Жорка Рабинович, беспросветный двоечник и хулиган. Он учился со мной вместе в 4-м классе, но потом его постоянно оставляли на второй год. Какое-то время спустя он уже был в одном классе с моей сестрой, младше меня на 5 лет. Но зато он был одним из "королей Шанхая" - небольшой поселок под таким названием находился вдоль Савеловской ветки, между Савеловским проездом и Осташковским шоссе. Это были примерно 25 небольших домиков с совсем маленькими участками, с изломанными внутренними проходами.

Но вот началась война, и он ушел на фронт. Вероятно, был смелым человеком, если сумел стать офицером. Но, вернувшись домой, стал участником банды в родном поселке. В фильме "Место встречи изменить нельзя", некоторые кадры которого сняты в Лосинке, она названа "Черная кошка". Жорка там выведен под фамилией Фокс, хотя его чаще называли Фукс. Мне довелось присутствовать на одном из заседаний суда, где Жорка заявил, что умеет только убивать, и просил приговорить его к расстрелу. Потом на заседания суда людей не пускали: власть не желала признать факт существования централизованной и разветвленной, организованной, по сути мафиозной группировки, а именно такой была "Черная кошка". Судя по услышанному тогда, именно Фоксу удалось консолидировать различные группировки спекулянтов, картежников, воров и налетчиков. Процесс проходил примерно в 1946 - 1947 годах. Фукс-Фокс был приговорен к расстрелу".

К слову, именно с Лосинкой связано большинство ляпов фильма. Один - в сцене, когда Шарапов едет допрашивать жену и соседку Груздева, показана современная надпись на платформе, а от платформы отходит электричка ЭР-80. И там же, когда он переходит через вагон-теплушку, перед ней проходит рефрижератор с большой буквой М, который вряд ли тогда существовал.

Среди множества сыгранных Белявским ролей роль бандита Фокса наиболее запоминающаяся и удачная. Красавец Фокс - замечательный пример привлекательного негодяя - именно та роль, которая является визитной карточкой актера. "Высок, строен, широк в плечах, узок в талии. Лицо бледное, лоб высокий, глаза синие... Он вообще красивый парень... Губы, пожалуй, слишком тонкие, но это его не портит. Зубы ровные, на подбородке ямочка... Умен и отважен". Именно так, вспыхивая полными страсти глазами, описывала его героиня Натальи Фатеевой. В Фокса, несмотря на отрицательный персонаж, "пачками" влюблялись романтически настроенные советские барышни.

Александр Борисович считал, что роль Фокса, сделав его известным, несколько "сломала" кинокарьеру - после успеха фильма актер как бы оказался в "западне образа". Вместе с тем он остался доволен тем, что довелось работать со Станиславом Говорухиным и великолепным актерским составом, который был занят в фильме. "Масса первоклассных актеров - Сергей Юрский, Евгений Евстигнеев, Армен Джигарханян, Виктор Павлов, Зиновий Гердт, Иван Бортник. Естественно, сам Высоцкий, сыгравший здесь одну из лучших своих ролей. Сразу два Абдуловых - друг Высоцкого Всеволод (трусливый милиционер Петюня) и Александр (бандит в "Черной кошке"). "Радистка Кэт" из "17 мгновений весны" - Екатерина Градова, сыгравшая подельницу Ручечника, гражданку Волокушину. Красавицы из прошлого - Наталья Фатеева и Светлана Светличная. Сладкая парочка - Лариса Удовиченко и Стас Садальский (Манька Облигация и Кирпич)".

Упомянул, что до него на роль Фокса планировали Бориса Химичева, но, посмотрев пробы, решили, что он "слишком современный", не из послевоенных лет.

На роль Белявского пригласил Высоцкий. Они до фильма не были знакомы, и вполне вероятно, Высоцкий видел какой-либо из фильмов с участием Александра Борисовича. "Теперь остается только догадываться, а тогда я не спрашивал". Когда же начались съемки, Высоцкий сказал такую фразу Белявскому: "Фокс - это человек, который очень себя уважает". К слову, Александр Борисович сам придумал такую сцену: когда идет допрос Фокса, он для пущей правдоподобности положил за щеку ватку с вишневым вареньем: надавишь на ватку - кажется, кровь по подбородку струится, а актер ее еще по столу размазал. Убедительно получилось - ведь за Фоксом гнались, была перестрелка, машина в воду падала.

А ведь в юности Белявский мечтал вовсе не о сцене. "После 10-го класса решил, что мое призвание - быть моряком или геологом. Очевидно, повлияли прочитанные книги. Читал запоем. Учился в Московском институте цветных металлов, ходил в экспедиции, по распределению поехал работать в Иркутск. Работал в НИИ, лазил по горам, много времени проводил в тайге. В экспедиции ездил с томиками любимых поэтов. После защиты диплома отправился на работу в город Иркутск, в Восточно-Сибирское геологическое управление. Там стал захаживать в драмкружок, сыграл в постановке "Горе от ума" и впервые почувствовал власть актерской профессии, когда можно поменять не только костюм, но и мысли, характер, стать на время другим человеком. Для меня талант актера во многом определяется этим умением перевоплотиться, как бы отречься от самого себя, влезть в чужую шкуру..."

В марте 1957 года Белявский поступил в Щукинское училище при Театре имени Вахтангова. После окончания училища работал в Театре сатиры. Потом последовали приглашения от кинорежиссеров, он ушел из театра, но долго не порывал с ним связи, поскольку стал первым ведущим телепередачи "Кабачок 13 стульев", в которой в основном были заняты артисты этого театра.

Кроме многочисленных ролей в театре и доброй сотни - в кино, актер озвучил несколько сотен зарубежных кинолент. Занимался этим около 40 лет. Его голосом "говорят" Бельмондо и Депардье, Габен и Делон...

По собственному признанию Белявского, он был "лишен тщеславия, желания всемирной известности, богатства... Это все не для меня. Мне нужна работа. Если она получается - хорошо. Если могу материально обеспечить семью - хорошо. Если это не вредит здоровью - хорошо!"

28.09.2012 11:07:15 
автор: Владимир Гондусов 

← Все новости

 
«Московская правда»
радио-онлайн
Новое видео
ТАК ГОВОРИЛ АВИЦЕННА

Наши проекты
Нажмите и получайте наши новости вместе с Яндексом
Loading...
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru